О том, какие изменения произошли на рынке контейнерных перевозок за последние полгода, каковы текущие тенденции и чего ждать в будущем, SeaNews рассказал Игорь Остриков, директор по экспортным перевозкам ModernWay.

Что касается основного для нас направления, Китай – Россия – Китай, то мы отмечаем уменьшение объема перевозок на 8-9% в первом полугодии к уровню прошлого года. Особенно ощутимо упали объемы транспортировки через порты Дальнего Востока – на уровне 30%.
Главные причины – высокая ключевая ставка, из-за которой предпринимателям в России невыгодно брать кредиты на закупку импортных товаров, и снижение покупательской способности населения.
Ставки на перевозку снижаются в течение последних 6 месяцев. Так, стоимость доставки мультимодальным сервисом упала более чем на 50%. Например, в начале года ставка на фрахт из Шанхая составляла 3400$ за 40HC, сегодня – 1400$.
Снижение объема импортных перевозок повлекло уменьшение задержек при перегрузке контейнеров в портах, которое раньше наблюдалось из-за отсутствия подвижного состава.
В настоящее время наиболее выгодными с точки зрения стоимости и срока доставки являются перевозки прямыми контейнерными поездами из Китая. В частности, через железнодорожный погранпереход Наушки срок доставки до Москвы снизился с 45 до 30 суток, а ставка за перевозку 40HC упала на 30%.
Хочу также отметить, что РЖД сейчас активно развивают инфраструктуру, что повышает скорость доставки грузов. Однако при приеме грузов терминалами в Москве все еще возникают проблемы в связи со сложностями оформления порожних вагонов после выгрузки из-за введения Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре.
Кроме того, с 7 июля введены новые правила размещения грузовых контейнеров на территории Московской области. Они содержат ряд требований по технологическому оснащению площадок, выполнение которых потребует финансовых вложений. Многие терминалы могут закрыться, а те, которые смогут выполнить все условия, вероятнее всего, поднимут ставки на обработку контейнеров.
Говоря о перспективах, снижение ключевой ставки и стабилизация ситуации на международном рынке не вернут контейнерные перевозки на уровень 2024 года, но, как минимум, могут остановить падение рынка, которое мы наблюдаем с начала этого года.
В текущей ситуации на российском рынке мы активно работаем с Узбекистаном и Казахстаном, где представлены наши филиалы. Там наблюдается более стабильное положение на рынке перевозок и есть перспективы роста за счет развития экономик этих стран.
Фото: ModernWay
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции