О связке СМП – МТК «Север – Юг» – Трансаравийская железная дорога

О связке СМП – МТК «Север – Юг» – Трансаравийская железная дорога

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Зачем терминальные участки международных транспортных коридоров нужно превращать в интегральные, что будет, если МТК «Север – Юг» «запитать» с СМП, и какую роль в этом может сыграть Оман, SeaNews рассказал директор Центра междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ (ИГМУ) Марат Зембатов в кулуарах международного форума «Транспортная логистика Каспийского региона 2025», организованного Ассоциацией “Афанасий Никитин” и ВИВА КОНСАЛТ в Астрахани.

    Марат, что, по Вашему мнению, тормозит развитие МТК «Север-Юг» как единого, целого организма?О связке СМП – МТК «Север – Юг» – Трансаравийская железная дорога

    МТК «Север – Юг» – действительно становой хребет единого транспортно-логистического каркаса Евразии, о котором наш президент Владимир Владимирович Путин говорил в послании федеральному собранию еще в 2021 году. Это не фигура речи – единый транспортно-логистический каркас Евразии, а это реальность, которая пронизывает собой всю экономику региона, всю экономику материка.

    Я думаю, что, как и в любом крупном бизнес-проекте, здесь нужно идти от общего к мелочам. Прежде всего, тормозит незавершенный участок железной дороги Решт – Астара, одного из важнейших звеньев в развитии западного маршрута МТК «Север – Юг».

    Второе – это, безусловно, нераскатанность маршрута, как говорят логисты. Мы должны его раскатать и обеспечить его соответствующим грузопотоком.

    И вот здесь самое главное, мы подходим к тому, чтобы превратить терминальные участки международных транспортных коридоров в интегральные. Это можно сделать, соединив несколько коридоров в единый мегакоридор, который будет более безопасный, более быстрый для доставки, более удобный и понятный для грузоотправителя и грузополучателя.

    Вы говорите о том, чтобы соединить на севере этот коридор с Северным морским путем, а на юге – с Трансаравийской железной дорогой?

    Да, и через Санкт-Петербург тоже. И тогда мы на примере МТК «Север – Юг» можем увидеть возможность этого бесшовного соединения.

    Если это произойдет, то мы увидим, как наша страна может реализовать весь транспортно-логистический потенциал Евразии, решив проблему обратной загрузки, транзита и увеличения грузопотока.

    Итого, решение – в расшивке, в раскатке коридоров и в том, чтобы терминальные участки делать интегральными.

    Если замыкать контур СМП, МТК «Север Юг» с Трансаравийской железной дорогой, как Вы думаете, действующих грузовых и контейнерных терминалов будет хватать?

    Для реализации этого проекта нужно создать несколько интегральных мультимодальных хабов, в первую очередь – между Петербургом и Мурманском, потом – в районе Самары, Саратова, Тамбова и Саранска. Третий – в ОАЭ или Омане.

    Тут нужно еще сказать о паромной переправе из иранского порта Бендер-Аббаса в Оман. В связке Северного морского пути с МТК «Север – Юг» и этой паромной переправой роль транзитного пространства России возрастет в несколько раз. Я уже не раз говорил, что на южной границе Омана Аравийское море смотрит в сторону четырех глубоководных порта причальной стенкой в среднем 12 м. Ро-ро сервис интегрируется в этот контур. Тут как раз мы получаем альтернативный выход южной оконечности коридора «Север – Юг».

    Вы сегодня на форуме, извините за выражение, «топили» за Оман.

    Безусловно, так. Не нужно этого стесняться. Это в хорошем смысле слова, никакая не реклама, а констатация факта. Мы как страна, реализующая свой уникальный транзитный потенциал, обязаны приобретать новых партнеров. Если они приходят к нам через транспортно-логистическую отрасль, или даже если они приходят к нам через внешнеполитическую область, а выливается это все в сотрудничество в логистике, в этом нет ничего плохого, это очень хорошо, потому что у каждого времени есть свой драйвер. Когда-то это было развитие железных дорог, как в 19 веке, когда-то это развитие цифровых технологий, как в последние десятилетия XX века и в начале XXI века.

    А сейчас мы видим в связи с декаплингом действительно реальную консолидацию евразийской торговли внутрь себя. И это не говорит о том, что она схлопывается или уменьшается в объеме, это говорит о том, что она модифицируется в формах. И та страна, та юрисдикция, которая первая осознает, как использовать бенефиты, преимущества этой трансформации, в частности, это можем быть мы, получит наибольшую выгоду от этого.

    Если мы осознаем, что можем диверсифицировать транспортные коридоры, направив их двумя параллельными путями, не только на Мумбай, но и на Эль-Хасаб, я думаю, что от этого выиграем и мы, и наши партнеры в Омане, и наши партнеры в целом в Персидском заливе. Потому что на сегодня уникальность региона Персидского залива и его стран в том, что они могут реализовать свой уникальный географический потенциал как связующий узел между тремя континентами, между Европой, Азией и Африкой.

    И это, кстати, отражено в документах стратегического планирования этих трех стран. Это «Видение Саудовской Аравии 2030», «Видение Арабских Эмиратов 2031» и «Видение Султаната Оман 2040». Для справки, все эти три «Видения» наш Научный центр международных исследований Высшей школы экономики перевел на русский язык с арабского впервые.

    Интересно, сколько времени это заняло?

    Это заняло несколько месяцев, это потребовало больших усилий со стороны профессиональной команды, в которой были переводчики, экономисты, юристы и практики, в частности, геологи, транспортники. Это переводили профессионалы. Безусловно, эта работа делалась под контролем нашего ведомства, ответственного за формирование внешней политики. О результатах этой работы уведомлены наши партнеры и настанет день, когда мы сможем ее продемонстрировать общественности.

    Спасибо, Марат, за разговор!

    Фото: ВИВА КОНСАЛТ


  • Leave a Reply

    Related content
    20.05.2025
    Belarus is interested in using Oman’s port infrastructure in order to develop mutual trade as well as trade with other countries.
    20.08.2025
    FESCP Transport Group has delivered the first reefer container with food products made in Russia from Novorossiysk to Sohar in Oman.
  • Login
  • No Fields Found.