Зачем нужно соединить иранский порт Бендер-Аббас и оманский Хасаб

Зачем нужно соединить иранский порт Бендер-Аббас и оманский Хасаб

  • Sorry, this entry is only available in Рус.

    Какие перспективы развития ждут международный транспортный коридор «Север – Юг», если соединить иранский порт Бендер-Аббас и оманский Хасаб с помощью железнодорожного паромного сервиса и это как это поможет решить проблему обратного транзита, рассказал на организованном ВИВА КОНСАЛТ в Астрахани международном форуме «Транспортная логистика Каспийского региона 2025» директор Центра междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ (ИГМУ) Марат Зембатов.

    МТК «Север – Юг» может стать ключевым маршрутом, который объединит грузопотоки Европы, Азии и Африки. Для этого коридор на севере необходимо соединить с Северным морским путем, а на юге с Трансаравийской железной дорогой на пространстве дружественных стран Аравийского полуострова. Таким образом, считает М.Зембатов, будет создан своеобразный бесшовный логистический каркас Евразии и Аравийского полуострова.

    «Представьте себе будущее, в котором Северный морской путь, начинающийся от Мурманска, объединен с международным транспортным коридором «Север – Юг», начинающимся от Санкт-Петербурга. Если мы замкнем этот контур в южной его оконечности, то мы получаем транспортный коридор с огромными возможностями задействования разных логистических маршрутов на пространстве дружественных стран Евразии, – пояснил он. – Происходит консолидация внутри евразийского континента. Нам есть чем торговать друг с другом. Это не означает отказ от морских перевозок. Пусть они будут. Но один из видов активизации морских перевозок – замыкание контура с помощью этого бесшовного соединения».

    Для реализации этого проекта нужно создать несколько мультимодальных хабов, в первую очередь – между Петербургом и Мурманском. «Здесь нужно расширять мультимодальный «перевал». Сейчас между ними нет ни одного мультимодального транспортного хаба. Его надо спроектировать». Второй хаб, по мнению М.Зембатова, встраивается в районе Самары, Саратова, Тамбова и Саранска. «Этот район хорошо приспособлен для проектирования второго мультимодального хаба. Это даст решение проблемы обратной загрузки транзита, потому что там можно агрегировать грузы и оттуда можно им отправиться».

    Третий хаб может появиться как в ОАЭ, так и в Омане. «Единственное, обращаю внимание на то, что у султаната Оман нет собственной железной дороги. У Эмиратов есть. Вместе с тем, портовые мощности в лучшей степени сейчас развиты и нами эксплуатируются – эмиратские. Оман – это еще до сих пор не расширенный, не использованный огромный транспортно-логистический потенциал», – уверен спикер.

    В свою очередь, железнодорожная паромная переправа из порта Бендер-Аббас в Оман, по мнению М.Зембатова, сыграет ключевую роль на логистической карте. «Это та точка, в которой может быть осуществлено бесшовное соединение южной оконечности коридора «Север – Юг» с новыми транспортно-логистическими возможностями. На южной границе Омана Аравийское море смотрит в сторону четырех глубоководных порта причальной стенкой в среднем 12 м. Ро-ро сервис интегрируется в эту схему. Таким образом, мы получаем альтернативный выход южной оконечности коридора «Север – Юг», – пояснил М.Зембатов.

    Расстояние между портами Бендер-Аббас и Хасаб составляет всего 107 км, добавил он. И железнодорожный паромный сервис – это тоже перспектива решить проблему обратной загрузки.

    «Северный морской путь в связке с МТК «Север – Юг» и паромной переправой из Бендер-Аббаса в Оман станет новой реальностью, которая диктует условия в транспортно-логистической сфере всего мира, и роль транзитного пространства России возрастет кратно», – обрисовал М.Зембатов результаты реализации возможного проекта.

    «Сейчас в мире все упирается в геополитические и геостратегические условия, когда мы не можем гарантировать сохранность груза вне экономических рисков. Мы видим, что такого транзитного потенциала, которым характеризуется наша Родина, ни у одной другой страны в мире больше нет. Но его надо как-то реализовывать, надо что-то грузить, что-то возить, надо, чтобы этот контур содержал в себе не терминальные участки, не тупички, а чтобы они все трансформировались в единые участки и были бесшовными», – подчеркнул он.

    М.Зембатов напомнил, что с 15 мая этого года вступает в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС с Ираном. Документ детально регламентирует совместную работу в ряде отраслей, и одна из его статей посвящена МТК «Север – Юг». Порядка 90% товарной номенклатуры не будет облагаться таможенными пошлинами. «И на фоне этой позитивной новости есть несколько препятствий, есть несколько проблем нерешенных в логистике. Сюда можно отнести невысокую загрузку МТК «Север -Юг», и решить эту задачу можно разными путями», – отметил М.Зембатов.

    Фото: Вива Консалт


  • Leave a Reply

    Related content
    13.11.2025
    Also, developing cruise shipping in the Caspian was discussed.
    20.08.2025
    FESCP Transport Group has delivered the first reefer container with food products made in Russia from Novorossiysk to Sohar in Oman.
    11.02.2025
    Using the western route of the North-South international transport corridor
    12.11.2025
    RZD Logistics has reported the arrival of the first block train to Aprin Dry Port.
    19.03.2025
    The Eurasian Economic Commission has received an official notification from the Islamic Republic of […]
    20.05.2025
    Belarus is interested in using Oman’s port infrastructure in order to develop mutual trade as well as trade with other countries.
  • Login
  • No Fields Found.