Государственным органам необходимо обеспечить конкуренцию на рынках в условиях консолидации секторов. Такой тезис выдвигают авторы опубликованного Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) Обзора морского транспорта.
«Пытаясь решить проблему избыточной провозной способности, – поясняют они свою мысль, – компании морских контейнерных перевозок зачастую прибегают к горизонтальной консолидации путем слияний и поглощений, в том числе за пределами сектора морских перевозок. Судоходные компании занимаются также вертикальной интеграцией, инвестируя в эксплуатацию терминалов и другие логистические услуги. Кроме того, они взаимодействуют между собой в рамках консорциумов и альянсов».
«В результате этого в период 1996-2022 годов 20 крупнейших перевозчиков увеличили свою долю на рынке контейнерных перевозок с 48% до 91%. При этом за последние пять лет четыре крупнейших перевозчика увеличили свою долю на рынке настолько, что теперь контролируют более половины провозной способности мирового контейнерного флота».
Важным показателем, отмечают в UNCTAD, является число компаний, осуществляющих рейсы в страну. В целом этот показатель снижается. В период 2006-2022 годов он в среднем снизился с 18 до 13. В то же время средний размер самого большого судна, прибывающего в страну, увеличился почти в три раза. Поскольку размер судов растет быстрее, чем объемы перевозок, это, как правило, приводит к вытеснению более мелких конкурентов. По сравнению с 2006 годом число компаний, предлагающих транспортные услуги импортерам и экспортерам, выросло в 56 странах, но сократилось в 110 странах, и особенно в нескольких малых островных развивающихся государствах, в которых из всего лишь двух перевозчиков-монополистов осталось по одному такому перевозчику.
Вертикальная интеграция позволила четырем крупнейшим компаниям линейных контейнерных перевозок предлагать более широкий спектр собственных услуг по осуществлению операций на терминалах.
В настоящее время, отмечают в UNCTAD, двумя крупнейшими операторами контейнерных терминалов по показателю грузооборота являются China COSCO Shipping и APM Terminals, которые принадлежат двум основным (соответственно китайской и датской) компаниям линейных перевозок.
Наиболее распространенной формой сотрудничества являются стратегические альянсы. С 2015 года доля провозной способности мирового контейнерного флота, контролируемая перевозчиками, входящими в такие альянсы, превышает 80%. В настоящее время девять крупнейших операторов контейнерных перевозок осуществляют перевозки по своим
маршрутам Восток — Запад в рамках трех стратегических альянсов, в которые более мелкие перевозчики не входят.
Интеграция, по мнению экспертов UNCTAD, обеспечила перевозчикам и их альянсам более сильные переговорные позиции по отношению к портовым властям, поскольку теперь за столом переговоров они выступают одновременно в качестве арендаторов терминалов и поставщиков транспортных услуг.
Фото: Shipspotting / Juan Carlos C.