Участники ВЭД, перевозчики, экспедиторы следят за курсом валют, санкциями, новостями с автомобильных погранпереходов ЕС и судозаходами в Азовском и Черном море. Своими наблюдениями и некоторыми ожиданиями с SeaNews поделился Андрей Серебряков, заместитель руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп».
По состоянию на 25.02.2022:
- В Азовском море полностью остановлено судоходство,
- Порты юга России – Ейск, Темрюк, Ростов-на-Дону, Таганрог, Усть-Донецкий, Азов не производят никаких погрузочных операций на суда,
- Порт Новороссийск работает в штатном режиме.
Участники ВЭД стараются фиксировать выгодный курс валют с учетом текущих реалий. Это означает закупку валюты для оплаты товара в определенные дни и увеличение количества предварительных деклараций на товар. В свою очередь, увеличение количества предварительных деклараций на товары для таможенных представителей означает существенное увеличение нагрузки в короткий промежуток времени, это приводит к невозможности выстраивания стабильного графика работы на долгий период.
Ожидания в долгосрочной перспективе:
1) уменьшение объема импорта из-за увеличения стоимости товара в пересчете на рубли;
2) ограничения на поставки ряда товаров из стран ЕС и США вследствие эмбарго;
3) практически полное прекращение внешнеэкономического взаимодействия с Украиной;
4) автомобильные перевозчики столкнутся с еще бОльшими трудностями в обновлении автопарка;
5) морские линии, морские терминалы, авиаперевозчики, жд терминалы столкнутся с проблемами при обновлении своей инфраструктуры;
6) участники ВЭД вынуждены будут переориентироваться на импорт и экспорт из Азии;
7) увеличение доли транзитных перевозок по жд инфраструктуре РФ на направлении Азия – Европа под вопросом, ранее озвучивались планы РЖД увеличение этого показателя в 4 раза к 2027 году
8) возможное банкротство компаний, которые были напрямую завязаны на импорт/экспорт с Украиной, в случае, если они не смогут оперативно перепрофилироваться.
Я напомню, что объем экспорта РФ на Украину по итогам 2021 года составил 8 млрд 129,5 млн долларов, что на 28,8% больше, чем в 2020 году (6 млрд 310,5 млн долларов). Объем импорта РФ из Украины по итогам 2021 года также увеличился на 12%, с 3 млрд 694,2 млн долларов до 4 млрд 154,8 млн долларов. Это существенный объем, который затрагивает многие компании на всех этапах цепи поставок: перевозчиков, импортеров/экспортеров, экспедиторов, таможенных представителей и т.п. Таким образом, под удар попадут многие компании.
Андрей Серебряков, заместитель руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото: Росморречфлот