Конкурентоспособный, инвестиционно привлекательный и безопасный – таким должен стать внутренний водный транспорт России согласно Стратегии его развития до 2030 года. Для достижения поставленных целей предусмотрен достаточный комплекс мер и инструментов. Однако их реализация пока не привела к ожидаемым результатам. Как показала проверка Счетной палаты, задачи первого этапа Стратегии (до 2020 года) остались не выполнены, а потенциал российских внутренних водных путей пока используется не в полном объеме, сообщает пресс-служба Счетной палаты.
«Эксплуатируемая сеть внутренних водных путей в России составляет почти 102 тыс. км и проходит вдоль 60 субъектов страны. При этом непосредственно на речной транспорт приходится всего около 2% общего грузооборота страны. Одна из причин низких объемов речных перевозок – ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе на участках Единой глубоководной системы европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря. Для комплексного решения этой проблемы первый этап Стратегии предусматривал реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе планировалось построить два гидроузла – Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были завершены», – заявил на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Так, проект по Нижегородскому гидроузлу не прошел государственную экспертизу, госконтракт на его строительство был расторгнут, а компания-проектировщик признана банкротом. Из потраченных на его проектировку 1,2 млрд рублей 375 млн были возвращены в федеральный бюджет, остальная часть суммы израсходована без достижения результата. По Багаевскому гидроузлу не были выполнены в срок подготовительные работы, что привело к удорожанию проекта почти на 8 млрд рублей и переносу срока его реализации. Кроме того, не реализован ряд комплексных проектов реконструкции гидроузлов.
Все это оказало негативное влияние на уровень инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры, объемы перевозок грузов и грузооборота на внутреннем водном транспорте, развитие туристических круизных перевозок. Так, на первом этапе Стратегии планировалось создать на условиях государственного частного партнерства два тримодальных терминала, соединяющих сети железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, и шесть контейнерных линий для оптимизации распределения грузопотоков и развития смешанных перевозок. Эти планы также остались не реализованы.
«К моменту окончания первого этапа Стратегии развития ВВП объем речных грузоперевозок, в том числе транзитных и в заграничном направлении, сократился с 118,6 в 2017 году до 109 млн тонн в 2020 году, грузооборот упал с 67,3 до 64,3 млрд тонн», – констатировал аудитор.
Есть проблемы и с достижением еще одной ключевой цели Стратегии — повышения безопасности внутреннего водного транспорта. Об этом свидетельствуют результаты реализации ФЦП «ГЛОНАСС». «Приобретенное оборудование общей стоимостью 285,6 млн рублей, позволяющее повысить уровень безопасности судоходства, не используется. На часть оборудования уже истек срок гарантийного хранения. Агентству нужно срочно принимать меры», – отметил В.Богомолов.
Счетная палата также обратила внимание на низкий уровень планирования и исполнения бюджетных ассигнований, направляемых на развитие внутреннего водного транспорта. Так, Росморречфлот перечислил ряду администраций бассейнов внутренних водных путей на 3,1 млрд рублей больше установленной нормативами суммы. Однако даже увеличенные объемы финансирования не помогли повысить пропускную способность закрепленных за этими администрациями водных участков.
Пересмотреть, по мнению Счетной палаты, нужно и Программу лизинга морских и речных судов. Она не адаптирована к особенностям перевозок в районах Крайнего Севера, где срок навигации длится не более четырех месяцев. За такой короткий период судоходные компании не могут выплатить лизинговый кредит.
Присутствующий на Коллегии глава Росморречфлота Андрей Лаврищев согласился с замечаниями Счетной палаты и рассказал о мерах, которые уже принимаются для их устранения.
«По «ГЛОНАСС» я уже дал указание. Будет разработан план, и все оборудование, которое не установлено до настоящего времени, в 2022 году будет установлено. По Багаевскому гидроузлу прошел конкурс, победитель определен. Срок создания объекта – конец 2024 года. Проблема «узкого места» в районе Нижнего Новгорода будет решена иным путем. Там также проведен конкурс и определен победитель. Конец завершения работ – декабрь 2024 года. Что касается видоизменения нормативов, особенно по содержанию судоходных гидротехнических сооружений, — мы эту работу намерены в 2022 году провести, чтобы эти вопросы больше не возникали», – сказал он.
Фото: сайт Ленского объединенного речного пароходства