В настоящее время самым длинным железнодорожным тоннелем в России считается 15-километровое сооружение в Муйском районе Республики Бурятия. К строительству объекта приступили еще в середине 1970-х, однако эксплуатировать начали лишь с 2003 года.
«Спустя семь лет после открытия однопутного тоннеля в ОАО «РЖД» заявили о планах вернуться к первоначальному замыслу и проложить через горный хребет Забайкалья второй аналогичный путь, благодаря чему грузопоток увеличится в 6 раз. С того времени начались обсуждения возможной масштабной стройки», – пишет сетевое издание «Строительная Россия» на своем официальном канале.

Тогда сообщалось, что реализация проекта, будет стоить 60 млрд рублей – в три раза дешевле ранее озвученной сумм, пишет «Строительная Россия» со ссылкой на заявление «Сибантрацита». Хотя позже Институт экономики и развития транспорта подсчитал, что с учетом инфляции в конечном счете объект обойдется не меньше чем в 260 млрд руб. Единственным условием, выдвинутым владельцем «Сибантрацита» Дмитрием Босовым, было предоставление его компании приоритетного доступа к Транссибу и БАМу. При этом подчеркивалось, что вторая очередь Северомуйского тоннеля будет завершена уже к 2025 году.
В августе 2018 года глава РЖД Олег Белозеров обсудил актуальность проекта с главой государства, и уже к ноябрю было представлено технико-экономическое обоснование. А через 9 месяцев в районе Северо-Муйского хребта в сотрудничестве с южнокорейскими специалистами началось строительство завода по производству тюбингов для будущего тоннеля, параллельно стали возводить административные здания и поселок для рабочих.
Основную технику заказали у зарубежных коллег: у немецкой компании Schöma — три дизельных локомотива для доставки строительного материала к объекту; а два тоннелепроходческих комплекса — у американской Robbins.
Непосредственно проходческие работы по плану должны начаться в октябре 2020 года. Однако в этом году на это вряд ли стоит рассчитывать.

«Теперь все те же эксперты полагают, что работы в Бурятии не возобновятся как минимум до конца года, да и вообще будущее этого проекта находится под большим вопросом», – резюмирует «Строительная Россия».
Правообладатель фото: Попов Александр Владимирович, https://russos.livejournal.com/1182885.html