«Секрет» малошумного гребного винта

«Секрет» малошумного гребного винта

  • Разработка современных типов вооружения — удовольствие очень дорогое и длительное по времени. Иногда этап, называемый «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» (НИОКР), длится годами и стоит больших денег. В некоторых случаях покупка, или возможность достать каким-либо иным способом необходимую технологию позволяет сэкономить как первое – время, так и второе – деньги. История о том, как подводный флот СССР получил гребные винты, снижающие шумность подводных лодок, – в этой статье.

    Предыстория

    Атомная гонка под водой между США и СССР началась в 50-е годы ХХ века. Первая американская атомная подводная лодка USS «Nautilus» SSN-571 была введена в состав флота в 1954 году, первая советская К-3 (впоследствии Б-3) «Ленинский комсомол» проекта 627 – в 1959 году. Первое и второе поколение советских атомоходов были очень шумными. Американцы называли их «ревущими коровами». Шумность была связана с двумя факторами. Во-первых, шумность атомохода всегда выше шумности дизель-электрической подводной лодки. Это связано с тем, что на атомной подводной лодке находится турбина, вал которой вращается с огромной скоростью. Но лодка должна иметь возможность двигаться и малым, и средним ходом. Чтобы заставить гребной винт вращаться с нужным количеством оборотов, есть редуктор, который и является источником шума. Это, так сказать, родовой признак шумности атомохода.

    Но шум создает и сам гребной винт. Вот эту проблему советская промышленность решить никак не могла. Дело в том, что лопасть рассекает жидкость, возникает эффект кавитации, которая «схлопывает» область пониженного давления, что приводит к гидравлическому удару и звуку. Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Затухающую звуковую волну от винта советского атомохода первого поколения было слышно на расстоянии 200 морских миль (порядка 370 км)!

    К решению проблемы было решено привлечь спецслужбы. Цена вопроса была очень высока. Значимость подводного флота определяется его скрытностью, а подводные лодки, которые можно было обнаружить за сотни морских миль, скрытностью не обладали. Из-за географических особенностей маршруты выхода в районы боевого патрулирования у советских атомоходов были постоянные. А советские гребные винты были на 30 дБ громче американских. Вот поэтому на первых порах с помощью системы SOSUS США контролировали все передвижения советских атомных подводных лодок. Остроты проблеме добавило то, что промышленность начала проектировать подводные лодки третьего поколения (проекты 971, 949, 945, 941), оснащенные новым оружием. С их шумностью надо было что-то делать.

    Механизм сделки

    Японский бизнес всегда отличался гибкостью подхода к клиентам. В 70-х годах крупные японские корпорации имели в Москве ряд фирм-посредников, задачей которых было отслеживание потребностей советских внешнеторговых организаций и помощь в заключение сделок. Особо такая помощь была нужна, если сделка шла в нарушении каких-либо запретов. В те годы главным инициатором запретов был так называемый COCOM (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls), или Координационный комитет по экспортному контролю. Американцы понимали, что Советский Союз будет покупать необходимые ему военные технологии, и уже тогда ставили запреты на их продажу. Но дело в том, а это важно в свете дальнейших событий, что СОСОМ был международной организацией, в которой страны участвовали на добровольной основе, без подписания какого-либо международного договора. Фактически, страны просто подтверждали свое согласие с заявленным принципом. В СОСОМ не было исполнительного органа, который принуждал бы страны придерживаться принятых решений. США жёстко контролировали только свои компании. В рамках тех правил, американцам оставалось только надеяться, что правительство страны добровольно запустит судебный процесс против компании-нарушителя.

    В начале 1980 года представители советской внешнеторговой организации «Техмашимпорт» обратились в Wako Koeki, небольшую японскую торговую фирму-посредник в Москве. К тому времени Wako Koeki уже имела свою историю. Компания была создана в начале 50-х годов и работала сначала в коммунистическом Китае. Впоследствии география расширилась, и появилось представительство в Москве. Запрос был на поставку в СССР девятикоординатного металлообрабатывающего центра – фрезерного станка МВР-110. Слово девятикоординатный обозначает, что у этого станка было 9 точек (осей) крепления режущего инструмента (шпинделей) для одновременного вытачивания гребного винта корабля. Это чудо станкостроения производилаToshiba Machine. В её каталоге 1980 года этот станок стоил 5 млн долларов. Вес станка был 220 тонн, ширина 22 м и высота 10 м. На станке можно было обрабатывать гребные винты диаметром до 11 метров. Предполагалось купить четыре девятиосных и четыре пятиосных станка. Общая сумма составляла в ценах 1981 года почти 100 млн долларов.

    Со стороны Wako Koeki переговоры вел Хитори Кумагаи. Подсчитав возможную прибыль, он сразу вылетел в Японию. В Toshiba заинтересовались возможным контрактом. Было принято решение о поставках требуемого количества обрабатывающих центров в СССР, несмотря на ограничения СОСОМ.

    Но в Toshiba понимали, что поставка не совсем законна и требуется операция прикрытия. С одной стороны, Toshiba привлекла к сделке уважаемого в Японии экспортного брокера C. Itoh & Company (Itochu). Это было сделано для того, чтобы не было подозрений у государственных чиновников, отвечающих за выдачу экспортных лицензий. С другой стороны, японцы привлекли норвежскую Kongsberg Trade, торговое подразделение государственного оборонного предприятия Kongsberg Vaapenfabrikk, которая якобы продала свою систему автоматического цифрового управления и сопутствующее программное обеспечение японцам.

    Для Kongsberg не впервой было нарушать санкции СОСОМ. В 1974-1986 годах они провели не менее девяти сделок с советскими внешнеторговыми организациями.

    В течение следующего, 1981 года, было заключено пять контрактов. Первый был между «Техмашимпорт» и C. Itoh & Company (Itochu) о поставке 4 неопределенных фрезерных станков, а также о техобслуживании в течение 5 лет и запасных частях. Второй контракт был заключен между «Техмашимпорт» и Kongsberg Trade, и он касался закупки контроллера ЧПУ NC-2000, который, по сути, был компьютером, способным управлять фрезерным станком. Третий контракт был подписан между Kongsberg Trade и Toshiba Machine, по нему Kongsberg Trade соглашался поставить цифровые контроллеры Toshiba Machine для их станка MBP-110 до его доставки в Советский Союз компанией Itochu. Четвертый и пятый контракты касались выплаты Kongsberg и Toshiba агентского вознаграждения Wako Koek за организацию переговоров. Японские бизнесмены подали в надзорные органы фальшивые сертификаты конечного пользователя. Этот документ в системе международной торговли оружием и военными технологиями определяет страну, в которой будут эксплуатироваться купленное оборудование и системы. В поддельных сертификатах конечного пользователя было сказано о продаже токарно-карусельных станков TDP 70/110 с двумя осями (шпинделями) для гражданского судостроения и конечным потребителем значился один из судостроительных заводов в Ленинграде. Норвежские контроллеры назвали запчастями. СОСОМ эти бумаги пропустил без замечаний.

    Первая часть поставки была доставлена по Северному морскому пути в Ленинград весной 1983 года, вторая часть – по южному маршруту в порт Ильичевск в 1984 году. В декабре 1983 года на «Балтийском заводе» собрали первые два центра. К концу 1984 года все станки были смонтированы и заработали в полную силу. Эта сделка была классикой жанра. Чиновникам показывают один контракт, работают по другому, поставки прямые, никакого реэкспорта. Японцы и норвежцы приезжают на наладку в Советский Союз как на работу, наши специалисты – в Японию на заводы Toshiba.

    Конец истории

    При проведении таких сложных операций проколы всегда случаются из-за пустяка, который предвидеть не может никто. Хитори Кумагаи, тот самый, с которого началась вся эта история, посчитал себя обойденным повышением. Для японской корпоративной этики это трагедия. Кумагаи из 22 лет работы в социалистических странах 10 лет проработал в Москве. Именно он организовывал монтаж станков на «Балтийском заводе». Он считал себя одним из ключевых участников контракта, а повышения не состоялось. Более того, его вообще уволили из Wako Koeki. Он пригрозил руководству Wako Koeki разоблачением сделки. Toshiba не отреагировала, советская сторона предложила Кумагаи перспективные и денежные проекты, но почему-то договориться не удалось. Сначала Кумагаи написал заявление в токийскую полицию. Но там его заявление спустили на тормозах. Тогда в декабре 1985 года он написал напрямую в штаб-квартиру СОСОМ в Париже, приложив все документы о девятиосных станках. В СОСОМ очень удивились и начали переписку с японскими министерствами, причастными к сделке. Но японцы на письма СОСОМ особого внимания не обращали. Тогда неугомонный Кумагаи написал в посольство США в Японии. Теперь посольство США стало писать письма в японские ведомства. Было направлено 40 различных запросов! Японцы стояли насмерть: «Ничего не знаем. Всё было законно». Произошел тот редкий случай, когда американцы ничего не смогли сделать с правительством Японии. Тогда в январе 1987 года США решило зайти с другого конца и сделало официальный запрос в Норвегию. Правительство Норвегии провело своё расследование и вскрыло нарушения как с японской, так и с норвежской стороны. Только после этого, летом 1987 года, правительство Японии признало нарушение требований СОСОМ. Но это признание было сделано тогда, когда истек срок исковой давности – 2 года – по этому преступлению.

    Крайне удивленные полученной информацией, США стали перед дилеммой – как реагировать? Как водится, громче всех звучали голоса из Конгресса США. Там требовали сурово наказать Toshiba и Konsberg. Конгресс требовал закрыть американский рынок для них на срок до 5 лет. Администрация Рейгана была против, так как понимала, что такая реакция только ослабит СОСОМ. В результате сложных переговоров рынок США для этих двух компаний закрыли на три года, а сам скандал использовали для ужесточения работы СОСОМ.

    А Кумагаи написал книгу, в которой описал стандартную схему подобного типа сделок.

    Что в итоге

    В Toshiba в отставку ушли два топ-менеджера – президент всей группы и глава совета директоров. Двух сотрудников, непосредственно курировавших проект, получили тюремные сроки. Toshiba Machine на год запретили торговать с социалистическими странами.

    Itoh & Company (Itochu) запретили торговать с соцстранами на три месяца.

    Норвежцы оставили себе в Konsberg только военное производство, а остальные структуры ликвидировали.

    Американцы были вынуждены вложить большие средства в разработку гидроакустических систем для обнаружения малошумных подводных лодок.

    Советские атомные подводные лодки третьего поколения по шумности сравнялись с американскими атомоходами, что привело к очередному напряжению в подводном противостоянии двух стран. А станки Toshiba с контроллерами Konsberg работают до сих пор.

    (По материалу портала Версия)


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    30.03.2020
    С изобретением туалета со смывом в середине 19 века и активным внедрением этого изобретения […]
    06.11.2020
    Закладка нового ледокола по заказу ФГУП «Росморпорт» мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 состоялась […]
    10.02.2020
    Cостоялась торжественная церемония имянаречения нового танкера-газовоза СПГ группы «Совкомфлот». Судно будет эксплуатироваться в рамках […]
    10.08.2020
    HMM подписал соглашение с CMA CGM о продаже своей доли в испанском контейнерном терминале […]
    08.04.2020
    Объем подтвержденных заказов на строительство судов в первом квартале этого года снизилось на 55% […]
    16.06.2020
    21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) […]
    14.10.2020
    29 мая 1909 года на Черном море погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с […]
    30.10.2020
    Тяжеловесное крановое судно «VB 10 000» прибыло к автомобилевозу «Golden Ray», который перевернулся у […]
    26.08.2020
    В июле объем заказов на строительство контейнеровозов сократился до исторического минимума и составил 2,2 […]
    17.12.2020
    Судостроительный комплекс «Звезда» получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в Российской […]
    26.05.2020
    Самый длинный внедорожный автопоезд LeTourneau TC-497 был построен в начале 1950-х годов в США. […]
    09.06.2020
    Вчера администрация президента США ввела санкции против иранской государственной судоходной компании Islamic Republic of Iran […]

  • Войти