На свете осталось не так много мест, где простой гражданин, не военный, не историк и не инженер, может буквально собственной кожей ощутить масштабы гонки вооружений времен холодной войны, без подмены сухими цифрами статистики и бравадой газетных заголовков. Одно из таких мест — Балаклава.
Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Глубина до 17 м позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия. Мощный скальные массив 130-метровой горы Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, гарантировал сохранность базы даже при попадании атомного заряда мощностью 100 килотонн.

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Для обеспечения секретности грунт вывозили ночью на баржах в открытое море. Всего было вывезено около 120 тыс. тонн породы.
Внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки М 400. Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Объект 825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок, а также для хранения предназначенных для них боеприпасов. В нем одновременно могли укрыться от ядерной атаки 9 подводных лодок малого класса или 7 среднего класса, а также около 3 тыс. человек. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 5200 кв. м. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс также входил объект 820 «Арсенал» – подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

Транспортные коридоры во всем сооружении имеют пологий изгиб. Их кривизна рассчитана таким образом, чтобы гасить ударную волну ядерного взрыва.
Чтобы подводная лодка зашла в канал, необходимо было отодвинуть понтонный мост, после чего подводная лодка могла войти в канал в надводном положении на малом ходу. В целях маскировки лодки заходили в комплекс только в сумерки или ночью. После этого ее заводили в сухой док, предварительно открыв малый батопорт (плавучий гидротехнический затвор), насосами откачивали воду, обвешивали лесами и начинали делать ремонт. Северный вход в объект №825 прикрывал массивный металлический батопорт весом 150 тонн, который мог, как и весь комплекс, выдержать удар ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн. Для сравнения: американская атомная бомба «Малыш», которая уничтожила Хиросиму, имела мощность 13-18 килотонн. Южный вход в канал защищал затвор из набора шандорных плит.
В период с 1961 по 1992 год в этом подземном комплексе отремонтировали порядка 240 подлодок, некоторые — по два-три раза. Также здесь проводили ремонт малых катеров ВМФ.
С развитием подводного флота объект №825 утратил свое значение. Лодки становились длиннее и шире, и комплекс уже не мог их полноценно обслуживать.
В 1993-2003 годах бывшая база была фактически разграблена, были демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
Сегодня на территории бывшего секретного комплекса работает музей.
По материалам портала «Популярная механика»
Правообладатель фото: Попов Александр Владимирович, https://russos.livejournal.com/1182885.html