Секретная база Балаклава в Крыму

Секретная база подводных лодок

  • На свете осталось не так много мест, где простой гражданин, не военный, не историк и не инженер, может буквально собственной кожей ощутить масштабы гонки вооружений времен холодной войны, без подмены сухими цифрами статистики и бравадой газетных заголовков. Одно из таких мест — Балаклава.

    Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Глубина до 17 м позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия. Мощный скальные массив 130-метровой горы Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, гарантировал сохранность базы даже при попадании атомного заряда мощностью 100 килотонн.

    подводная в канале на базе БалаклавыПодземный комплекс общей площадью около 15 тыс. кв. м был спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. Базу, получившую название «Объект 825 ГТС», строили 8 лет – с 1953 по 1961 год. Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.

    Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Для обеспечения секретности грунт вывозили ночью на баржах в открытое море. Всего было вывезено около 120 тыс. тонн породы.

    Внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки М 400. Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

    подземный канал для подводных лодок в БалаклавеСамая сложная часть сооружения – канал, который строили на 8 м ниже уровня моря. Одна группа проходчиков прокладывала тоннель со стороны входа в объект, вторая – со стороны выхода, примерно в центре канала они соединились. Глубина канала составляет 8 м, длина – 608 м, ширина – от 10 (в доковой части) до 22 м. На время работ входы в канал были перекрыты, когда же их открыли и пошла вода, то вода в Балаклавской бухте на какое-то время опустилась на полметра.

    Объект 825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок, а также для хранения предназначенных для них боеприпасов. В нем одновременно могли укрыться от ядерной атаки 9 подводных лодок малого класса или 7 среднего класса, а также около 3 тыс. человек. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 кв. м, площадь подземной водной поверхности равна 5200 кв. м. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс также входил объект 820 «Арсенал» – подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

    массивные двери секретного объекта в БалаклавеВходы в объект прикрывали массивные полукруглые двери. Масса каждая створки составляет 10 тонн, в том числе 2 тонны весит полая металлическая форма и 8 тонн — на залитый в нее бетон. Двери способны выдержать давление в 60 атмосфер и приводятся в действие электроприводом. В аварийной ситуации ворота можно было открыть ручным механизмом за 2 минуты.

    Транспортные коридоры во всем сооружении имеют пологий изгиб. Их кривизна рассчитана таким образом, чтобы гасить ударную волну ядерного взрыва.

    Чтобы подводная лодка зашла в канал, необходимо было отодвинуть понтонный мост, после чего подводная лодка могла войти в канал в надводном положении на малом ходу. В целях маскировки лодки заходили в комплекс только в сумерки или ночью. После этого ее заводили в сухой док, предварительно открыв малый батопорт (плавучий гидротехнический затвор), насосами откачивали воду, обвешивали лесами и начинали делать ремонт. Северный вход в объект №825 прикрывал массивный металлический батопорт весом 150 тонн, который мог, как и весь комплекс, выдержать удар ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн. Для сравнения: американская атомная бомба «Малыш», которая уничтожила Хиросиму, имела мощность 13-18 килотонн. Южный вход в канал защищал затвор из набора шандорных плит.

    В период с 1961 по 1992 год в этом подземном комплексе отремонтировали порядка 240 подлодок, некоторые — по два-три раза. Также здесь проводили ремонт малых катеров ВМФ.

    С развитием подводного флота объект №825 утратил свое значение. Лодки становились длиннее и шире, и комплекс уже не мог их полноценно обслуживать.

    В 1993-2003 годах бывшая база была фактически разграблена, были демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

    Сегодня на территории бывшего секретного комплекса работает музей.

    По материалам портала «Популярная механика»

    Правообладатель фото: Попов Александр Владимирович, https://russos.livejournal.com/1182885.html


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    22.09.2020
    Разработка современных типов вооружения – удовольствие очень дорогое и длительное по времени. Иногда этап, […]
    17.06.2020
    Equinor предложил использовать для утилизации углекислого газа беспилотные подводные аппараты.  На сегодняшний день секвестрация углекислого […]
    14.02.2020
    С целью недопущения банкротства и ликвидации ГУП РК «Крымские морские порты» принято решение об […]
    14.10.2020
    29 мая 1909 года на Черном море погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с […]
    05.06.2020
    Многие слышали про мифический тоннель с материка на Сахалин, а между тем в Красноярском […]
    21.01.2020
    100 лет назад, 16 января 1920 года Верховный совет Антанты принял решение о прекращении экономического бойкота России.


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.