Первое в России спасательное судно «Коммуна»: до сих пор в строю

Первое в России спасательное судно «Коммуна»: до сих пор в строю

  • «Коммуна» (до 1922 года – «Волхов») – спасательное судно российского флота, по конструкции катамаран. Это старейшее судно в мире, находящееся в составе военного флота и до сих пор выполняющее боевые задачи. По состоянию на 2020 год оно входит в состав Черноморского флота, прошло модернизацию, оборудовано подводным роботом Seaeye Panther Plus.

    Идею строительства спасательного судна для нового типа военных кораблей в России была заимствовали у Германии. В 1908 году там построили спасательный катамаран «Вулкан». Его два корпуса длиной по 83,5 метра были соединены двумя стальными мостами-рамами. С помощью установленных на них крановых устройств-гиней можно было поднимать со дна подводные лодки водоизмещением до 450 тонн.

    В России идею взяли на заметку, и к 1911 году на Путиловском заводе разработали проект. 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов был подписан контракт на строительство судна, и в 1915 году построенное на Путиловской верфи судно, получившее имя «Волхов», вошло в состав Российского императорского флота. В некоторых источниках утверждается, что при строительстве использовалась особая ковкая корабельная сталь, прозванная «путиловской», метод изготовления которой впоследствии якобы был утрачен, и благодаря этой стали даже через сто лет после спуска на воду корпусные конструкции корабля находятся в отличном состоянии. Однако по данным специалистов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ), эти утверждения не имеют никаких оснований. В процессе строительства «Волхова» использовалась стандартная на то время сименс-мартеновская сталь (сегодня принято называть ее просто мартеновской, хотя процесс получения этого типа литой стали был предложен Сименсом и Мартеном). В результате проведённых экспертами Роскосмоса исследований было установлено, что с большой долей вероятности высокие антикоррозионные свойства стали корпуса «Волхова» были получены в результате её воронения в ходе строительства судна.

    Первое в России спасательное судно «Коммуна»: до сих пор в строюРусское судно отличалось от немецкого в лучшую сторону. «Волхов» имел большее водоизмещение – 3,1 тыс. тонны, бОльшую длину – 96 м. Оба корпуса соединялись четырьмя 18-метровыми арочными фермами. Высота пролета достигала 10,5 м. Подъемная сила четырех гиней достигала 1 тыс. тонн. Поднятая субмарина подвешивалась по полной своей длине, а не только в средней части.

    Помимо штатного экипажа – 11 офицеров, 4 кондукторов, 60 матросов и 24 водолазов, на «Волхове» имелись помещения для 60 подводников. Для пополнения запасов поднятой подводной лодки на борту имелось 50 тонн топлива и 20 торпед, а также ремонтные мастерские. «Волхов» обслуживал не только российские субмарины, но и находившиеся в Балтийском море британские подлодки.

    Впервые по своему предназначению «Волхов» начал работать летом 1917 года, когда при учебном погружении лодка АГ-15 ушла под воду с незадраенным люком. «Волхов» в ночь с 15 на 16 июня поднял лодку на поверхность. В сентябре 1917 года была поднята подводная лодка «Единорог», затонувшая в результате навигационной ошибки.

    В 1922 году экипаж судна на общем собрании принял решение переименовать «Волхов» в «Коммуну». В 20-30-е годы прошлого столетия «Коммуна» занималась не только подъемом подводных лодок («Ерш», «Тигр», «Пантера», «Рысь», «Угорь», «Волк», «Л-55», «Рабочий» и другие), но и затонувших катеров, самолетов, орудий с затопленных кораблей. Также «Коммуна» обеспечивала ремонт подводных лодок Балтийского флота.

    В Великую Отечественную войну часть экипажа «Коммуны» ушла на сухопутный фронт, водолазы работали на Дороге жизни, а само судно базировалось в Ленинграде. После окончания войны спасательное судно продолжило заниматься своей обычной работой. Последнею подводную лодку «Коммуна» подняла в ноябре 1957 году – это была «М-256». К этому времени конструктивные возможности судна по подъему подводных лодок оказались исчерпаны, так как водоизмещение подводных лодок составляло уже несколько тысяч тонн. Рассматривался вопрос о списании корабля.

    Однако спасательное судно «Коммуна» решили оставить в составе Военно-морского флота, переоборудовав его в носитель глубоководных аппаратов. Поскольку на мелководной Балтике «Коммуне» не нашлось работы, ее перевели на Черноморский флот с портом приписки Севастополь.

    17 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня спуска катамарана на воду. 14 июля 2015 года в Севастополе торжественно отметили вековой юбилей подъема Андреевского флага на судне «Волхов».


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    06.04.2020
    Длительное время китобойный промысел оставался прибыльным бизнесом. В дореволюционной России, за исключением нескольких не […]
    18.06.2020
    На верфи Damen Shipyards Den Helder спустили на воду после ремонта клипер «Stad Amsterdam», […]
    10.02.2020
    Создатели новых круизных лайнеров и ледоколов всё чаще выбирают винторулевые колонки. Попробуем разобраться, почему. […]
    31.07.2020
    Самое большое в мире самоходное транспортное наземное средство с автономным питанием – гусеничный транспортер, […]
    16.06.2020
    21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) […]
    05.06.2020
    Многие слышали про мифический тоннель с материка на Сахалин, а между тем в Красноярском […]
    13.11.2020
    Флаг Белиза, экипаж российский, на борту опасный груз и COVID, бункера дотянуть до порта не хватило
    15.07.2020
    Поморская ладья «Пилигрим», построенная по чертежам XVIII века, во вторник прибыла по реке Гудзон […]
    29.01.2020
    Мороз отнюдь не мешает, а даже наоборот способствует одной технологии, которая практикуется только в […]
    01.10.2020
    В начале 1960 года на Дальнем Востоке случилась невероятная история, получившая резонанс во всем […]

  • Войти