О поддержке транспортно-логистического бизнеса в условиях спровоцированного коронавирусом кризиса заговорили на самом высоком уровне – и это, конечно, обнадеживает. А SeaNews тем временем попросил ответить на вопрос, какая поддержка со стороны государства нужна отрасли, тех, кто работает непосредственно «на земле» и в высокие кабинеты зачастую не вхож. Очень логично и уместно звучала бы тут фраза о том, что необходимость господдержки признали единогласно все участники опроса. Но жизнь всегда интереснее и разнообразнее схем – вот и тут нашлись те, кто сказал, что им помощь от государства не нужна. Но обо всем – по порядку.
Чем поддержать логистов
По мнению Павла Гусева, генерального директора компании «ТехноСервис», специализирующейся на креплении грузов на ж/д подвижном составе, морских и речных судах на терминалах Петербурга, Ленобласти и других регионов, со стороны правительства и госорганов в первую очередь необходимо принять все меры для сохранения рабочих процессов – хотя бы тех, что связаны с непрерывной деятельностью. Кроме того, необходимо дать возможность беспрепятственного перемещения для тех, кто эту непрерывную деятельность обеспечивает. По его словам, «ТехноСервис» вынужден был отказываться от выполнения работ (крепления грузов на судах) в регионах – так, у компании была заявка по Мурманскому порту, но принять ее не рискнули – побоялись, что по дороге остановят, посадят на карантин или оштрафуют.
Кроме того, считает П.Гусев, для компаний и производителей, которые вынуждены были прекратить работу на основании указа президента РФ, необходимо снизить арендные платежи минимум на 50% на занимаемые ими площади независимо от их принадлежности (будь то аренда у города или у коммерческой структуры), а также снять или отменить часть налогов (не отсрочить выплаты, а снять, подчеркнул он).



- отмена налога на прибыль до конца 2020 года (именно отмена, а не перенос уплаты на другие периоды),
- снижение комиссий за выдачу банковских гарантий практически до 0%,
- отмена всех проверок со стороны контрольно-надзорных органов до конца 2020 года,
- снижение ставки НДС до 10% до конца года.
П.Гусев добавил к перечисленному еще один пункт – выдача на бесплатной основе или по льготным ценам средств индивидуальной защиты на централизованной основе в пунктах выдачи. Все опрошенные SeaNews компании обеспечивают необходимыми средствами защиты своих сотрудников самостоятельно и за свой счет – и в масштабах предприятия это отдельная статья расходов. Сколько стоили маски в аптеке раньше и сколько они стоят сейчас, знают теперь, наверно, все. Кстати, на днях советник председателя Совета директоров ОСК Андрей Кибитов запустил в твиттере опрос, сколько должна стоить одноразовая маска, – так вот, себестоимость производства медицинского изделия по нынешним временам номер 1 составляет, по его данным, от одного до полутора рублей.
И – возвращаясь к заявленной в предисловии интриге – есть и те, кому поддержка от государства не нужна, но они ничего не возят, не экспедируют и не переваливают – это консалтинговый бизнес. По словам Леонида Гаврильчика, директора по развитию Royal HaskoningDHV в Юго-Восточной Азии и России, компании со стороны государства помощь пока не нужна. «Пока с работой все хорошо, но следим за ситуацией», – охарактеризовал он текущее состояние дел. Впрочем, с определенными ограничениями из-за коронавируса столкнулись и консультанты – они касаются перемещения.
Прогнозы и опасения
Говоря о перспективах развития ситуации и последствиях коронакризиса (да, в нашу жизнь вошло еще одно новое слово), К.Александров отметил: «Мы ожидаем сокращения ВВП и, как следствие, структурных изменений в экономике, которые приведут к падению объемов импорта, как минимум в стоимостном выражении долларового эквивалента. Учитывая негативное влияние мер по борьбе с пандемией, когда лекарство от болезни подается в виде продолжительных каникул, нам как компании, да и в целом российскому бизнесу стоит готовиться к долгому восстановлению после такого принудительного лечения».
По словам Г.Властопуло, на сегодняшний день падение объема заказов составляет порядка 40%, в основном снижение произошло на направлениях Китай и Европа. «Несмотря на восстанавливающийся экспорт товаров из Китая, сильно упал спрос внутренний, поэтому многие участники ВЭД пересматривают план закупки и реализации импортных товаров. Также есть сложности с финансированием закупок – многие клиенты вынуждены рассматривать возможность кредитования и/или отсрочек платежей, что ведет к увеличению всей цепочки поставки».
«Безусловно, логистическая отрасль одна из самых пострадавших отраслей, потому как непосредственно интегрирована в цепи поставок, которые практически оборвались с введением повсеместных карантинных мер мирового масштаба, – говорит Г.Властопуло. – Мало того, что упали объемы, а по некоторым направлениям исчезли вообще, еще непонятны сроки восстановления экономики стран, переживающих коронавирусную пандемию, и непонятны сроки восстановления торговых связей. Упавший потребительский спрос в значительной мере заставляет всех переосмыслить свои коммерческие и финансовые планы. Быстрого отскока, как это было в 2008 году, не предвидится».
В этих условиях компании вынуждены искать пути сокращения издержек. «Косты логистических компаний – это персонал и налоги. В такой ситуации естественным будет сокращение костов ради выживания, а это – сокращение штата сотрудников. Поэтому мы ожидаем значительное сокращение в нашей отрасли, по моим оценкам – 30-40% сотрудников логистических и таможенных компаний окажутся без работы, – прогнозирует Г.Властопуло. – Наша компания не может стоять особняком, мы глубоко интегрированы в рынок. И несмотря на то, что мы всеми мыслимыми и немыслимыми способами стараемся сохранить персонал, мы тоже будем оптимизировать свои затраты, в том числе в части персонала».
По мнению К.Александрова, сокращение персонала — это крайние меры. «Пока мы идем по пути оптимизации процессов и повышения эффективности коммерческой деятельности. Это повод пересмотреть систему мотивации для сотрудников, если она перестает развивать бизнес, отстает от здравого смысла или просто непосильна для компании в настоящий момент», – добавил он.
По мнению П.Гусева, скорее всего, часть компаний, занятых в сфере экспедирования, проведет сокращение после окончания пандемии из-за «заморозки» рабочих процессов на апрель-май в сочетании с падением контейнерного грузооборота с Китаем и, в меньшем объёме, с другими странами. «Эти факторы скажутся на транспортно-логистическом мире». Сам «ТехноСервис» на данный момент сокращения не планирует.
Не идет пока речь о сокращениях и в Royal HaskoningDHV.
Стратегия выживания
Говоря о том, как работает компания в сегодняшних реалиях, Г.Властопуло сформулировал ситуацию предельно кратко: «Несем потери, стараемся сохранить штат, удерживаем клиентов».
По словам П.Гусева, его компания на 90% работает в штатном режиме, хотя есть перебои с поставщиками по крепежному реквизиту и металлу, т.к. часть поставщиков прекратили работу на период пандемии. «Сотрудники офиса на 90% работают на удаленке, бригады по креплению по Петербургу и Ленобласти работают в обычном режиме. Движение в портах и на терминалах, а также на железной дороге не останавливается. На сегодня значительного изменения грузопотока мы не замечаем, разве что снижение экспорта, запросы от клиентов, экспедиторов, терминалов продолжают сыпаться в обычном режиме», – рассказал он.


А «Аривист» с 1 апреля вообще сделал таможенное оформление ряда импортных медицинских товаров, таких как дезинфицирующие средства, медицинские маски, халаты и перчатки, бесплатным для своих клиентов. «Только общими усилиями мы сможем преодолеть сложившуюся ситуацию, поэтому для нас важно внести свой вклад в преодоление распространения коронавирусной инфекции в России и во всем мире», – сказал вице-президент группы компаний Евгений Кошкаров.
Говоря о поддержке бизнеса на уровне B2B, Е.Шутюк отметила: «Лучшее, что мы сейчас можем сделать, это не перекладывать на клиентов дополнительные расходы».
