О поддержке транспортно-логистического бизнеса в условиях спровоцированного коронавирусом кризиса заговорили на самом высоком уровне – и это, конечно, обнадеживает. А SeaNews тем временем попросил ответить на вопрос, какая поддержка со стороны государства нужна отрасли, тех, кто работает непосредственно «на земле» и в высокие кабинеты зачастую не вхож. Очень логично и уместно звучала бы тут фраза о том, что необходимость господдержки признали единогласно все участники опроса. Но жизнь всегда интереснее и разнообразнее схем – вот и тут нашлись те, кто сказал, что им помощь от государства не нужна. Но обо всем – по порядку.
Чем поддержать логистов
По мнению Павла Гусева, генерального директора компании «ТехноСервис», специализирующейся на креплении грузов на ж/д подвижном составе, морских и речных судах на терминалах Петербурга, Ленобласти и других регионов, со стороны правительства и госорганов в первую очередь необходимо принять все меры для сохранения рабочих процессов – хотя бы тех, что связаны с непрерывной деятельностью. Кроме того, необходимо дать возможность беспрепятственного перемещения для тех, кто эту непрерывную деятельность обеспечивает. По его словам, «ТехноСервис» вынужден был отказываться от выполнения работ (крепления грузов на судах) в регионах – так, у компании была заявка по Мурманскому порту, но принять ее не рискнули – побоялись, что по дороге остановят, посадят на карантин или оштрафуют.
Кроме того, считает П.Гусев, для компаний и производителей, которые вынуждены были прекратить работу на основании указа президента РФ, необходимо снизить арендные платежи минимум на 50% на занимаемые ими площади независимо от их принадлежности (будь то аренда у города или у коммерческой структуры), а также снять или отменить часть налогов (не отсрочить выплаты, а снять, подчеркнул он).
Андрей Григоров, генеральный директор VOX logistics, согласен, что поддержка со стороны государства в первую очередь нужна в части снижения расходов компаний и налоговой нагрузки. «Нужны каникулы по арендной плате, так как невозможно пользоваться офисом из-за усиленного режима самоизоляции, а арендодатели ссылаются на отсутствие чётких распоряжений / законодательных актов со стороны властей. Также было бы очень хорошо, если бы появилась возможность не платить налоги и сборы хотя бы на период действия «длинный выходных» и двух-трёх месяцев после их окончания».
Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «Аривист», поддерживает мнение, что поддержка бизнесу со стороны государства нужна – и, по его оценке, эта поддержка пока запаздывает. «Есть ощущение, что государство растягивает финансовые траты на длительное время, стараясь не потратить все деньги сразу. Очевидно, что, поскольку государство установило такие правила игры, мы вынуждены ожидать своей очереди. Сначала помогут самым нуждающимся, и потому мы ждем не прямые дотации, а налоговые льготы. И не только на период карантина, а, как минимум, до конца 2020 года. Сырьевая экономика сейчас пошатнулась, и вряд ли стоит надеяться на скорое восстановление цен на сырье в мире. Российское государство может теперь рассчитывать только на налоги, которые оно собирает благодаря активностям малого и среднего бизнеса. Поэтому сейчас крайне важны послабления, беспроцентное кредитование малого и среднего бизнеса как на зарплатные цели, так и для других неотложных нужд. Также сейчас важно ослабить контроль государственных органов там, где он является чрезмерным. А именно, в рамках регуляторной гильотины действительно снижать нагрузку на предпринимателей, исходя из существующих в данный момент экономических реалий – ослабить гайки, не срывая резьбу».
Георгий Властопуло, генеральный директор ООО «Оптима лог», перечислил необходимые транспортникам и логистам меры поддержки по пунктам:
- отмена налога на прибыль до конца 2020 года (именно отмена, а не перенос уплаты на другие периоды),
- снижение комиссий за выдачу банковских гарантий практически до 0%,
- отмена всех проверок со стороны контрольно-надзорных органов до конца 2020 года,
- снижение ставки НДС до 10% до конца года.
П.Гусев добавил к перечисленному еще один пункт – выдача на бесплатной основе или по льготным ценам средств индивидуальной защиты на централизованной основе в пунктах выдачи. Все опрошенные SeaNews компании обеспечивают необходимыми средствами защиты своих сотрудников самостоятельно и за свой счет – и в масштабах предприятия это отдельная статья расходов. Сколько стоили маски в аптеке раньше и сколько они стоят сейчас, знают теперь, наверно, все. Кстати, на днях советник председателя Совета директоров ОСК Андрей Кибитов запустил в твиттере опрос, сколько должна стоить одноразовая маска, – так вот, себестоимость производства медицинского изделия по нынешним временам номер 1 составляет, по его данным, от одного до полутора рублей.
И – возвращаясь к заявленной в предисловии интриге – есть и те, кому поддержка от государства не нужна, но они ничего не возят, не экспедируют и не переваливают – это консалтинговый бизнес. По словам Леонида Гаврильчика, директора по развитию Royal HaskoningDHV в Юго-Восточной Азии и России, компании со стороны государства помощь пока не нужна. «Пока с работой все хорошо, но следим за ситуацией», – охарактеризовал он текущее состояние дел. Впрочем, с определенными ограничениями из-за коронавируса столкнулись и консультанты – они касаются перемещения.
Прогнозы и опасения
Говоря о перспективах развития ситуации и последствиях коронакризиса (да, в нашу жизнь вошло еще одно новое слово), К.Александров отметил: «Мы ожидаем сокращения ВВП и, как следствие, структурных изменений в экономике, которые приведут к падению объемов импорта, как минимум в стоимостном выражении долларового эквивалента. Учитывая негативное влияние мер по борьбе с пандемией, когда лекарство от болезни подается в виде продолжительных каникул, нам как компании, да и в целом российскому бизнесу стоит готовиться к долгому восстановлению после такого принудительного лечения».
По словам Г.Властопуло, на сегодняшний день падение объема заказов составляет порядка 40%, в основном снижение произошло на направлениях Китай и Европа. «Несмотря на восстанавливающийся экспорт товаров из Китая, сильно упал спрос внутренний, поэтому многие участники ВЭД пересматривают план закупки и реализации импортных товаров. Также есть сложности с финансированием закупок – многие клиенты вынуждены рассматривать возможность кредитования и/или отсрочек платежей, что ведет к увеличению всей цепочки поставки».
«Безусловно, логистическая отрасль одна из самых пострадавших отраслей, потому как непосредственно интегрирована в цепи поставок, которые практически оборвались с введением повсеместных карантинных мер мирового масштаба, – говорит Г.Властопуло. – Мало того, что упали объемы, а по некоторым направлениям исчезли вообще, еще непонятны сроки восстановления экономики стран, переживающих коронавирусную пандемию, и непонятны сроки восстановления торговых связей. Упавший потребительский спрос в значительной мере заставляет всех переосмыслить свои коммерческие и финансовые планы. Быстрого отскока, как это было в 2008 году, не предвидится».
В этих условиях компании вынуждены искать пути сокращения издержек. «Косты логистических компаний – это персонал и налоги. В такой ситуации естественным будет сокращение костов ради выживания, а это – сокращение штата сотрудников. Поэтому мы ожидаем значительное сокращение в нашей отрасли, по моим оценкам – 30-40% сотрудников логистических и таможенных компаний окажутся без работы, – прогнозирует Г.Властопуло. – Наша компания не может стоять особняком, мы глубоко интегрированы в рынок. И несмотря на то, что мы всеми мыслимыми и немыслимыми способами стараемся сохранить персонал, мы тоже будем оптимизировать свои затраты, в том числе в части персонала».
По мнению К.Александрова, сокращение персонала — это крайние меры. «Пока мы идем по пути оптимизации процессов и повышения эффективности коммерческой деятельности. Это повод пересмотреть систему мотивации для сотрудников, если она перестает развивать бизнес, отстает от здравого смысла или просто непосильна для компании в настоящий момент», – добавил он.
По мнению П.Гусева, скорее всего, часть компаний, занятых в сфере экспедирования, проведет сокращение после окончания пандемии из-за «заморозки» рабочих процессов на апрель-май в сочетании с падением контейнерного грузооборота с Китаем и, в меньшем объёме, с другими странами. «Эти факторы скажутся на транспортно-логистическом мире». Сам «ТехноСервис» на данный момент сокращения не планирует.
Не идет пока речь о сокращениях и в Royal HaskoningDHV.
Стратегия выживания
Говоря о том, как работает компания в сегодняшних реалиях, Г.Властопуло сформулировал ситуацию предельно кратко: «Несем потери, стараемся сохранить штат, удерживаем клиентов».
По словам П.Гусева, его компания на 90% работает в штатном режиме, хотя есть перебои с поставщиками по крепежному реквизиту и металлу, т.к. часть поставщиков прекратили работу на период пандемии. «Сотрудники офиса на 90% работают на удаленке, бригады по креплению по Петербургу и Ленобласти работают в обычном режиме. Движение в портах и на терминалах, а также на железной дороге не останавливается. На сегодня значительного изменения грузопотока мы не замечаем, разве что снижение экспорта, запросы от клиентов, экспедиторов, терминалов продолжают сыпаться в обычном режиме», – рассказал он.
В условиях кризиса, когда традиционные источники дохода сократились, многие выводят на рынок новые продукты и услуги, чтобы привлечь дополнительные объемы и новых клиентов. Как рассказал SeaNews руководитель отдела продаж логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Захарян, «Нам удается адаптироваться к изменившимся условиям — в компании появляются новые маршруты из Юго-Восточной Азии в Россию. В настоящий момент у клиентов пользуется популярностью интермодальный сервис доставки грузов из Китая, объединяющий два вида транспорта: отправка по морю до порта Владивосток и далее авиаперевозка до Москвы».
Федеральная логистическая компания IML разработала особые условия для бизнеса, связанного с продажей лекарств. «Это не только льготные цены, но и скидки на дополнительные сервисы, помогающие рознице выйти в онлайн, например, интернет-эквайринг по сниженной ставке от банка-партнера РФИ», – пояснила коммерческий директор IML Елена Шутюк.
А «Аривист» с 1 апреля вообще сделал таможенное оформление ряда импортных медицинских товаров, таких как дезинфицирующие средства, медицинские маски, халаты и перчатки, бесплатным для своих клиентов. «Только общими усилиями мы сможем преодолеть сложившуюся ситуацию, поэтому для нас важно внести свой вклад в преодоление распространения коронавирусной инфекции в России и во всем мире», – сказал вице-президент группы компаний Евгений Кошкаров.
Говоря о поддержке бизнеса на уровне B2B, Е.Шутюк отметила: «Лучшее, что мы сейчас можем сделать, это не перекладывать на клиентов дополнительные расходы».