9 апреля на рассмотрение Совета Госдумы вынесен законопроект № 889303-7 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», направленный на создание в российских портах государственной лоцманской службы и монопольное закрепление за ней функции по лоцманской проводке судов.
Как сообщал ранее SeaNews, законопроект инициирован членами Совета Федерации Сергеем Митиным (заместитель председателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию), Виктором Павленко (член комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера), Людмилой Талабаевой и Татьяной Гигель (члены комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию).
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение лоцманских организаций» (НП «НОЛО»), проанализировав законопроект и пояснительную записку к нему, обратило внимание на следующее:
- Законопроект противоречит Конституции Российской Федерации её статьям 8, 19 и 34.
- Из пояснительной записки к законопроекту непонятно в чем устарела действующая в настоящее время организация лоцманского обслуживания судов в российских морских портах и что значит «появление в сфере обеспечения лоцманских проводок частных лоцманских компаний разбалансировало и затормозило развитие всей системы лоцманского обеспечения в стране и вывело её из-под государственного контроля»?
- Заявление о том, что: «лоцманская деятельность в Российской Федерации государством не контролируется и, тем самым, нарушены международные обязательства России в сфере обеспечения безопасности мореплавания в своих портах» вообще дискредитирует морскую власть России.
- Далее в пояснительной записке указано: “Проектом федерального закона является приведение законодательства Российской Федерации в области мореплавания в соответствие с Резолюцией А.159 (ES.IV) Международной Морской Организации (ИМО), которая возлагает обязанность по организации лоцманской проводки судов в опасных для судоходства районах на органы государственной власти. В настоящее время в России это международное обязательство не отражено в национальном законодательстве, что не позволяет организовать эффективную систему лоцманского обслуживания во всех морских портах и обеспечить её государственный надзор и контроль.” Такое заявление свидетельствует об отсутствии знаний составителей законопроекта и пояснительной записке к нему о действующих законодательных и нормативных актах регулирующих лоцманскую деятельность в России и заключении Комитета ИМО по безопасности мореплавания сделанное после проверки морской отрасли России в 2017 году.
- Такие заявления никоим образом не направлены на совершенствование организации лоцманского обслуживания судов в Российских морских портах, но позволяют иностранным судовладельцам сомневаться в способности России гарантировать безопасность плавания судов в российских морских портах.
- Специалистами НП «НОЛО» разработан законопроект, направленный на совершенствование именно лоцманского дела в России с учетом международного опыта, а не реанимирующий возврат к государственному управлению морской отрасли.
- В первую очередь необходимо дать определение термину «лоцманская организация», что позволит создать структуру как организационно-правового, так и внутреннего взаимодействия лоцманских организаций.
- Далее, установить требования к лоцманским организациям, включая минимальное количество лоцманов, являющихся работниками лоцманской организациии готовность оказывать лоцманские услуги не менее, чем двух морских портах.
- Необходимо законодательно возложить на лоцманские организации обязанность по предоставлению лоцмана во всехрайонах обязательной лоцманской проводки, предусмотрев ответственность за непредоставление лоцмана.
- Необходимо предусмотреть администрирование по финансированиюуслуг по лоцманской проводке судов в портах, в которых лоцманская деятельность в малодеятельных портах не покроет всех расходов на оказание лоцманских услуг – сделать это в НП «НОЛО» предлагают за счёт кросс-субсидирования из лоцманского сбора в прибыльных морских портах.
С законопроектом, который вынесен на обсуждение в Госдуме, анализом пояснительной записки, подготовленным НП «НОЛО», и справкой НП «НОЛО» о проблемах законодательного регулирования лоцманской деятельности в Российской Федерации, можно ознакомиться в прилагаемых файлах.
НП «НОЛО»
законопроект СФ 156916142-156916635
Справка о проблемах законодательного регулирования лоцманской деятельности
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ЧУДЕСА по дедушке Крылову
Вопросами лоцманской проводки занялся комитет по аграрно-продовольственной политике (!!!)
“Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник” 🙂