В настоящее время судовладельцы СУГ-танкеров пользуются очень выгодными краткосрочными ставками, которые могут к концу года вырасти с примерно $200 тыс. в день на некоторых ключевых маршрутах до более чем $300 тыс. в день, пишет Seatrade Maritime News со ссылкой на аналитическое агентство Drewry.
По словам ведущего аналитика Drewry Амана Суда, традиционные трубопроводные поставки газа были в значительной степени заменены импортом из США, где производство СУГ, наряду с производством СПГ, быстро растет. В период с января по октябрь импорт из США в Европу вырос до 6,1 млн тонн с 4 млн тонн – это объем за весь 2021 год. «Таким образом, хотя европейский импорт в этом году в целом несколько снизился, значительная его часть теперь доставляется судами, что приводит к увеличению дальности и объема перевозок и росту спроса на суда», – цитирует Seatrade А.Суда.
Поскольку в июле, августе и сентябре цены на СУГ оставались высокими, формирование запасов, которое обычно происходит в эти месяцы в Европе, было отложено. Поэтому снижение импорта в третьем квартале создало дополнительный спрос в оставшиеся недели года, так как страны пытаются пополнить запасы СУГ.
Между тем, продолжает аналитик, перегруженность портов поглощает значительный объем тоннажа. Серьезные заторы на приемных терминалах в Индии и Китае сокращают предложение тоннажа в восточном полушарии, в то время как существенные задержки в Панамском канале также оказывают заметное влияние на рынок.
По данным Drewry, задержки крупных судов в северном направлении на прошлой неделе составляли 23 дня, а в южном направлении – 14 дней. Положение владельцев танкеров для перевозки СУГ осложняется тем, что букирование возможно только за 14 дней.
Предпочтение отдается СПГ-танкерам и контейнеровозам, отмечают в Drewry. Это один из факторов, который привел к тому, что некоторые судовладельцы меняют маршрут движения судов, направляя их в обход мыса Доброй Надежды, что еще больше увеличило тонно-мили и ограничило предложение тоннажа.
Перспективы, по мнению А.Суда, довольно неопределенные, поскольку на 2023 год запланирована поставка 45 новых крупнотоннажных газовозов. Хотя ожидается, что объемы перевозок между США и Европой будут и дальше расти, найти работу для всего нового тоннажа будет сложно и, скорее всего, его приход приведет к ослаблению рынка.
Кроме этого, другими факторами, которые могут привести к ослаблению рынка, станут замедление темпов экономического роста в некоторых регионах после пандемии, санкции против Ирана, сохранение геополитической напряженности, низкая маржа в нефтехимической промышленности и влияние норм IMO по углеродной интенсивности на старые суда для перевозки СПГ.