Уважаемые партнеры, данным письмом Компания ООО «СТА Логистик» благодарит Вас за взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.
В связи со значительным сокращением планов отправки поездов назначением РФ и страны СНГ и скоплением грузов на пограничных переходах в ожидании перегруза на российские платформы в июле 2022 наблюдался серьезный дисбаланс на сервисе Прямое ЖД, а также острый дефицит мест на поездах. Существенные задержки выходов поездов и переносы расписания, которые начались в июне 2022, усугубились и достигли своего пика в июле.
Для более полного понимания сложившейся ситуации мы консолидировали для Вас подробную информацию по выходам поездов с базовых железнодорожных станций Китая за июль 2022 г.*
Маршрут (станция отправления – граница – станция назначения) | % от общего количества перевозок УКП | Чистый транзитный срок станция-станция | Транзитный срок с даты затарки до прихода на ст. назначения | ||
LCL сервис | |||||
Ganzhou | Маньчжурии-Забайкальск | Ворсино | 1,80% | 19-23 дня | 22-35 дней |
Hefei | Алашанькоу-Достык | 0,90% | 21 день | 37 дней | |
Chongqing | Маньчжурия-Забайкальск | 2,25% | 16-27 дней | 17-45 дней | |
Hefei | Сухэ-Батор-Наушки | 0,45% | 16 дней | 30 дней | |
Suzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 18 дней | 24 дня | |
Nanjing | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 20 дней | 31 день | |
Guangzhou | Алашанькоу-Достык | 0,45%. | 21 день | 81 день | |
Guangzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 21 день | 28 дней | |
Changsha | Маньчжурия-Забайкальск | Шушары | 0,45% | 21 день | 62 дня |
Chongqing | Алашанькоу-Достык | 0,45% | 17 дней | 24 дня | |
Changsha | Маньчжурия-Забайкальск | Колядичи | 9,46% | 16-33 дня | 20-70 дней |
Chongqing | Маньчжурия-Забайкальск | 4,95% | 16-21 день | 20-46 дней | |
FCL сервис | |||||
Dalang | Хоргоc-Алтынколь | Белый Раст | 0,90% | 21 день | 39 дней |
Deyang | Хоргоc-Алтынколь | Ворсино | 2,25% | 21 день | 49 дней |
Jiaozhou | Алашанькоу-Достык | 0,90% | 16 дней | 53 дня | |
Changsha | Маньчжурия-Забайкальск | 2,70% | 15-18 дней | 51-64 дня | |
Dalang | Маньчжурия-Забайкальск | 1,80% | 21-37 дней | 29-43 дня | |
Yiwu | Алашанькоу-Достык | 0,45% | 34 дня | 77 дней | |
Ganzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 3,60% | 17-22 дня | 35-42 дня | |
Jinhua | Алашанькоу-Достык | 3,15% | 16 дней | 78 дней | |
Xi’an | Алашанькоу-Достык | 2,70% | 10-23 дня | 24-55 дней | |
Ganzhou | Хоргос-Алтынколь | 2,25% | 17 дней | 46 дней | |
Suzhou | Алашанькоу-Достык | 0,45% | 21 день | 53 дня | |
Jinhua | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 22 дня | 73 дня | |
Nanjing | Маньчжурия-Забайкальск | 1,80% | 18-25 дней | 30-39 дней | |
Pinghu | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 22 дня | 57 дней | |
Suzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 7,21% | 13-2 дня | 29-69 дней | |
Chongqing | Сухэ-Батор-Наушки | 0,90% | 23-26 дней | 35 дней | |
Xi’an | Алашанькоу-Достык | 0,45% | 15 дней | 38 дней | |
Chongqing | Алашанькоу-Достык | 0,90% | 13 дней | 26 дней | |
Suzhou | Хоргос-Алтынколь | 1,80% | 21 день | 46-70 дней | |
Nanjing | Сухэ-Батор-Наушки | 0,45% | 21 день | 46 дней | |
Xi’an | Хоргос-Алтынколь | 4,05% | 21 день | 32-34 дня | |
Pinghu | Сухэ-Батор-Наушки | 0,45% | 22 дня | 25 дней | |
Xi’an | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 19 дней | 29 дней | |
Yiwu | Маньчжурия-Забайкальск | 1,80% | 12-19 дней | 66-67 дней | |
Ganzhou | 0,45% | 21 день | 31 день | ||
Yingtan | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 30 дней | 48 дней | |
Zhengzhou | Сухэ-Батор-Наушки | 0,90% | 18-19 дней | 31-34 дня | |
Zengcheng | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 25 дней | 43 дня | |
Zengcheng | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 19 дней | 37 дней | |
Zengcheng | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 37 дней | 55 дней | |
Jinan | Хоргос-Алтынколь | Селятино | 5,86% | 16-21 дней | 59-65 дней |
Dalang | Сухэ-Батор-Наушки | 0,45% | 21 день | 26 дней | |
Xi’an | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 14 дней | 54 дня | |
Chengdu | Алашанькоу-Достык | 0,90% | 18 дней | 42-43 дня | |
Jiaozhou | Алашанькоу-Достык | 4,95% | 16-24 дня | 30-40 дней | |
Jiujang | Алашанькоу-Достык | 0,45% | 36 дней | 46 дней | |
Zibo | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 15 дней | 47 дней | |
Chongqing | Маньчжурия-Забайкальск | Шушары | 0,45% | 21 день | 57 дней |
Nanjing | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 21 день | 38 дней | |
Nanjing | Хоргос-Алтынколь | 0,45% | 9 дней | 33 дня | |
Xi’an | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 21 день | 30 дней | |
Xi’an | Алашанькоу-Достык | 0,90% | 31 день | 51 день | |
Suzhou | Маньчжурия-Забайкальск | Электроугли | 0,45% | 22 дня | 41 день |
Yiwu | Сухэ-Батор-Наушки | Ховрино | 0.45% | 30 дней | 76 дней |
Chengdu | Маньчжурия-Забайкальск | Колядичи | 0,90% | 21 день | 69-85 дней |
Chengdu | Алашанькоу-Достык | 6,31% | 12-29 дней | 22-83 дня | |
Chongqing | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 25 дней | 29 дней | |
Ganzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 1,35% | 18-21 день | 29-38 дней | |
Jiaozhou | Сухэ-Батор-Наушки | 1,35% | 22 дня | 62 дня | |
Jiaozhou | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 22 дня | 73 дня | |
Shilong | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 21 день | 29 дней | |
Suzhou | Маньчжурия-Забайкальск | 1,35% | 18-21 день | 36-68 дней | |
Chongqing | Алашанькоу-Достык | 1,35% | 12-21 день | 22-45 дней | |
Taiyuan | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 18 дней | 24 дня | |
Yiwu | Маньчжурия-Забайкальск | 0,45% | 21 день | 89 дней |
* статистика, основанная на грузах STALOGISTIC за июль 2022 г. Средний транзитный срок станция – станция в июле составил 25-30 дней.
Сокращение планов отправок со стороны КЖД было вызвано целым комплексом причин, а именно:
— очередь на пограничных переходах, вызванная введением в мае 2022 дополнительных мер контроля со стороны КЖД для грузов, ввозимых из РФ: фумигация древесины, отбор проб зерновых товаров и т.д., что увеличило время перегруза поезда на платформы другой колеи в несколько раз;
— конвенция, ограничивающая до 20 июля 2022 года отправки в сторону пограничных переходов Казахстана;
— приоритетное выделение ниток графика для локальных поездов с внутрикитайскими маршрутами;
— нехватка платформ для формирования поездов на многих базовых станциях Китая;
— политические причины, в том числе приоритет для отправки грузов стратегического назначения.
Помимо сокращения планов очередь на границах привела к увеличению средних транзитных сроков доставки от станции отправления в Китае до пограничных переходов. Ниже приведены максимальные сроки доставки на основании внутренней статистики STALOGISTIC.
Дата отправки | Время в пути | Пограничный переход |
15.июл | 7 дней | Маньчжурия-Забайкальск |
29.июн | 22 дня | Маньчжурия-Забайкальск |
26.июн | 25 дней | Алашанькоу-Достык |
30.июн | 21 день | Хоргоc-Алтынколь |
29.июн | 9 дней | Сухэ-Батор-Наушки |
05.июл | 9 дней | Алашанькоу-Достык |
Тенденция к размещению заказов заранее (в некоторых случаях за месяц до предполагаемой даты готовности груза) без подтверждённой даты выхода поезда и ставки в июле сохранилась по большинству базовых станций отправления в Китае. В первую очередь были забронированы места на сервисах с относительно фиксированным расписанием и подтверждённым планом от КЖД, однако большая часть станций продолжала принимать заказы строго в порядке очереди (первыми уходят контейнеры, которые раньше были завезены на станцию). Данные меры были предприняты Китайскими ЖД операторами, чтобы локализовать проблему скопления грузов на станциях и сократить очередь на отправку.
Общий рост ставок ЖД фрахта в июле составил 20-30% относительно уровня предыдущего месяца. На август прогнозируется дальнейшее увеличение ставок, но в меньшей пропорции, в пределах 5-10%.
Согласно статистике, предоставленной партнерами STALOGISTIC, во второй половине июля ощутимо снизился грузопоток в европейском направлении. Прогнозируется сохранение данного тренда как минимум до конца августа, что положительно повлияет на график выходов поездов на РФ и РБ. В то же время количество отправок в РФ и РБ увеличилось, в первую очередь в связи с сезонным увеличением спроса, который сохранится до конца августа.
Необходимо отметить, что жесткие меры по сокращению планов отправок в июле и введение конвенций со стороны КЖД в конечном итоге положительно повлияли на скорость перегрузки поездов на пограничных переходах, очередь значительно уменьшилась. Ниже приведена информация по количеству экспортных поездов из Китая, ожидающих перегрузки, а также средние расчетные сроки прохождения границы по состоянию на 01.08.2022:
— Маньчжурия/Забайкальск – около 16 поездов, перегруз 3-5 дней;
— Алашанькоу/Достык – около 30 поездов, перегруз 8-15 дней;
— Хоргос/Алтынколь – около 15 поездов, перегруз 7-10 дней;
— Эрлянь/Замын Уд – около 19 поездов, перегруз 5-8 дней.
К концу июля стала прослеживаться тенденция к стабилизации графика отправок УКП с базовых станций, хотя говорить о полном восстановлении пока рано. Ниже краткая информация по наиболее популярным сервисам:
— Xi‘an, Chongqing, Dalang, Jinhua – осуществляют отправку в штатном режиме, задержки в пределах 3-7 дней.
— Zhengzhou – ситуация практически стабилизировалась, отправка в течение 7-15 дней после загрузки контейнера.
— Yiwu – удалось сократить очередь контейнеров, ожидающие отправки, однако планы на август еще не подтверждены КЖД, возможны значительные задержки выхода
— Changsha, Suzhou, Nanjing – пока сохраняется большая очередь из контейнеров, ожидающих отправки. Станции принимают новые заказы в ограниченном количестве.
— Zengchengxi – одна из наиболее стабильных станций для южных локаций, задержки в пределах 3-7 дней.
— Ganzhou – станция вернулась к более стабильному графику отправок, выходы поездов еженедельно, задержки в пределах 3-7 дней.
— Shijiazhuang – относительно стабильная станция для северных локаций, есть подтверждённое расписание на август.
На основании анализа ситуации с Прямым ЖД в июле также можно выявить ряд новых направлений, появившихся в качестве альтернативы базовым сервисам с наиболее популярных станций. В частности, это проектные поезда с небольших северных станций (Harbin, Dalian, Caofeidian, Tangshan и т.д.), где спрос на поезда и количество грузов меньше, а значит вероятность согласование плана КЖД больше. Чаще всего данные опции предлагаются с довозом из базовых локаций фидерным судном, что означает для клиентов увеличение транзитных сроков и более ранний cut off. К основным рискам здесь также стоит отнести нестабильность подобных сервисов и высокую вероятность сдвига выхода поезда в случае нехватки грузовой базы.
Помимо новых станций для отправки проектных поездов стоит выделить новые маршрут через пограничный переход Hunchun/Краскино, который ранее использовался преимущественно для отправки поездов в европейском направлении. За последний месяц средний срок перегруза контейнерных поездов составил 3-5 дней. Однако стоит обратить внимание на то, что на этом пограничном переходе отсутствуют досмотровые мощности. Критически важно, что документы на все грузы были оформлены корректно. В противном случае попадание хотя бы одного контейнера на досмотр грозит существенной задержкой целого поезда (месяц и более).
Среди относительно новых тенденций рынка УКП в июле стоит также выделить введение более строгих ограничений по количеству кодов ТНВЭД в одном контейнере. Приоритет отправки отдается моногрузам, особенно это касается небольших станций в Китае с графиком выхода 3-4 поезда в месяц. Данная мера позволяет операторам поездов в более сжатые сроки оформлять документацию на грузы, что снижает риск пропустить запланированный выход поезда.
Ограничения коснулись также номенклатур грузов, принимаемых станциями к перевозке на УКП сервисе. Многие станции отказывают в приеме грузов с батарейками и аккумуляторами. Реже стали принимать неопасную химию, фарфоровые изделия, что связано с высокой температурой воздуха в летний период и рисками повреждения груза.
По прогнозам аналитиков STALOGISTIC, несмотря на общий положительный тренд ситуация с Прямым ЖД в августе останется достаточно напряженной. Ориентировочно до середины месяца должны быть отправлены контейнеры с наиболее перегруженных станций, длительное время ожидающие выхода. О полной стабилизации сервисов можно говорить не ранее сентября-октября. В определённой степени восстановительные процессы замедлятся из-за сезонного всплеска отправок в августе.
Уже сейчас со стороны КЖД был введен ряд ограничительных мер с целью сбалансировать грузопотоки. В частности, были введены конвенции, ограничивающие вагонные отправки, которые не коснутся контейнерных поездов:
— Алашанькоу/Достык – 01.08.2022 – 08.08.2022
— Хоргос/Алтынколь – 01.08.2022 – 11.08.2022
— Эрлянь /Замын Уд – 01.08.2022 – 21.08.2022
В настоящее время ни один железнодорожный оператор и/или агент не может гарантировать точную дату отправки (ETD), т.к. график выхода поезда зависит от множества факторов, объективно не зависящих от экспедитора.
Со своей стороны STALOGISTIC рекомендует своим клиентам с целью оптимизации и контроля логистических процессов:
- размещать заказы максимально заранее;
- выбирать сервисы с подтверждённым расписанием или фиксированным графиком выходов;
- для срочных грузов использовать сервисы из базовых локаций без фидерной составляющей маршрута.
Несмотря на наличие большого количества неблагоприятных факторов, влияющих на качество и скорость доставки грузов сервисом Прямое ЖД, STALOGISTIC удалось достигнуть в июне-июле рекордного количества перевозок в данном сегменте. Рост относительно аналогичных показателей прошлого года составил 88%!
Сервис Прямое ЖД по-прежнему остается одной из наиболее рабочих и востребованных опций у наших клиентов, что подтверждается устойчивым ростом количества перевозок для самого широкого списка грузов.
Кроме того, по ряду перевозок STALOGISTIC смогли показать минимальные транзитные сроки в июле:
Маршрут (станция отправления – граница – станция назначения) | Кол-во заказов | Чистый транзитный срок станция-станция (дней) | ||
Nanjing | Хоргоc-Алтынколь | Шушары | 1 | 9 |
YIWU | Маньчжурия-Забайкальск | Ворсино | 2 | 12 |
Chongqing | Алашанькоу-Достык | Ворсино | 2 | 13 |
Suzhou | Маньчжурия-Забайкальск | Ворсино | 1 | 13 |
Chongqing | Алашанькоу-Достык | Колядичи | 2 | 13 |
Xi’an | Алашанькоу-Достык | Ворсино | 2 | 14 |
Xi’an | Хоргоc-Алтынколь | Селятино | 1 | 14 |
Changsha | Маньчжурия-Забайкальск | Ворсино | 1 | 15 |
Xi’an | Алашанькоу-Достык | Ворсино | 2 | 15 |
Zibo | Хоргоc-Алтынколь | Селятино | 1 | 15 |
Будем держать Вас в курсе о дальнейшем развитии ситуации по данному вопросу с незамедлительным уведомлением.
С уважением,
Отдел железнодорожных перевозок ускоренными контейнерными поездами
Департамент контейнерных и мультимодальных перевозок STALOGISTIC.
При возникновении вопросов обращайтесь, пожалуйста:
Ивашкевич Вероника Константиновна
Ведущий специалист по работе с клиентами
phone/fax: +7 (495) 620-99-09 ext 1348
Статья подготовлена руководителем отдела экспедирования железнодорожных контейнерных перевозок Евгением Сорокиным и ведущим специалистом по снабжению железнодорожных контейнерных перевозок Еленой Перетц