Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане

Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане

  • SeaNews попросил логистов рассказать, как сказалась политическая ситуация в Казахстане на двусторонних грузоперевозках и транзите и какие они могут иметь последствия для транспортной отрасли в краткосрочной и среднесрочной перспективе. С негативными последствиями беспорядков столкнулись все опрошенные SeaNews участники рынка.

    За закрытыми дверями

    Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане«Ситуация в Казахстане затронула все сферы бизнеса, логистическая деятельность в течение нескольких дней была почти полностью парализована, – говорит Владимир Серебряков, генеральный директор Gebrüder Weiss в России. – Работа казахстанского офиса Gebrüder Weiss была полностью остановлена в течение первой недели января. В настоящий момент восстанавливается работа всех подразделений, включая складские комплексы, и начинаются пробные отгрузки в адрес наших клиентов».

    Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане«В первую очередь хочу отметить, что все члены команды Kuehne+Nagel Казахстан находятся в безопасности и работают удаленно из дома. Наш офис в Алма-Ате в настоящее время закрыт. Так будет продолжаться до тех пор, пока ситуация полностью не стабилизируется, что позволит компании вернуться к нормальной работе. Наблюдались некоторые проблемы с доступом к интернету, сейчас перебои прекратились», – рассказал Перри Нойманн, президент кластера Kuehne+Nagel Россия и страны СНГ.

    «Сотрудники нашей компании в Алма-Ате на прошлой и текущей неделе, следуя указаниям местных властей, не покидали свои дома. Сейчас связь в городе восстанавливается, и коллеги планируют вернуться к работе в офисе», – поделилась Евгения Спиридонова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании STALOGISTIC в СНГ.

    Грузы встали – и снова пошли

    В первые дни перевозки фактически остановились.

    «Наша компания доставляет в Казахстан товары народного потребления. Конечно, ситуация с беспорядками затронула и наших клиентов. На их фоне в стране были приостановлены поставки. В период волнений многие транспортные компании приостановили работу, разместив свои автомобили на платных охраняемых стоянках», – рассказал Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России.Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане

    «Большинство наших партнёров на прошлой неделе были на каникулах, поэтому отгрузок было немного, – подтвердила Евгения Спиридонова. – Груз, прибывший в начале январе, встал на выгрузку, как только заработали склады временного хранения (СВХ). Сейчас готовятся партии с выходом в конце недели, чтобы была возможность оценить ситуацию в стране».

    «После новостей о беспорядках мы совместно с собственниками грузов решили временно не осуществлять транзитные отправки ― для сохранности товаров машины несколько дней находились в приграничных зонах на территории РФ до момента стабилизации ситуации. Сейчас фуры следуют во все города за исключением Алма-Аты», – уточнила Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA.

    Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане«На данный момент ряд наших клиентов приостановил свои поставки в Узбекистан по соображениям безопасности грузов, так как альтернативных маршрутов в обход Казахстана просто нет, – рассказал Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР».

    По словам Владимира Серебрякова, несколько сгладил последствия тот факт, что январь традиционно является месяцем с самой низкой активностью, поэтому объем перемещаемых грузов, особенно промышленного назначения, был невелик.

    «Несколько дней были задержки на границе. Сейчас ситуация нормализовалась и транспортные средства идут в/из и через Казахстан», – говорит Евгения Спиридонова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании STALOGISTIC в СНГ.

    «Наименьшему воздействию, – отмечает Владимир Серебряков, – подвергся железнодорожный транспорт, все транзитные грузы были доставлены практически без задержек. Работа крупнейшего авиационного хаба – Алматинского аэропорта – была парализована полностью. Беспорядки и последующее введение чрезвычайного положения и комендантского часа серьезно осложнили автомобильные перевозки».

    «Автомобильные и железнодорожные пограничные терминалы работают, но там проводятся дополнительные проверки безопасности. Таможенные службы возвращаются к обычному графику работы. Ранее из-за перебоев с интернетом были сложности с электронным декларированием товаров, но сегодня ситуация нормализовалась», – сообщил Перри Нойманн.

    Ситуация нормализуется

    Сейчас, по словам участников рынка, ситуация постепенно возвращается в нормальное русло.

    Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане«Ситуация в стране улучшается с каждым днем. Мы уже получили различные заказы на доставку грузов из России в Казахстан. Транзитный срок сейчас увеличен ― это связано прежде всего с массовыми досмотрами транспортных средств на въездах и выездах из крупных городов», – говорит Евгений Дятлов.

    По словам Натальи Шемякиной, основные погранпереходы на границах России и Казахстана (Маштаково – Сырым, Троицк – Кайрак) работают в штатном режиме. «Как только в Казахстане вновь заработал интернет, к нам поступило много заказов от ритейл-сетей на перевозки продуктов питания, так как они сейчас очень нужны в городах, в которых отмечались беспорядки, прежде всего в Алма-Ате, – поделилась она. – Поставки продовольствия не осуществлялись почти неделю с начала волнений на фоне отключения всех каналов коммуникации».

    Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане«За последние несколько суток, – рассказала Наталья Шемякина, – мы доставили грузы в Нур-Султан, Шымкент, Актобе и другие города. Нормализацию ситуации в Алма-Ате и полное открытие складов в городе мы ожидаем в течение следующих нескольких дней. С 10 января 2022 года к нам поступило множество заявок на транспортировки в Казахстан, что свидетельствует о стабилизации ситуации в стране».

    По ее информации, перевозки по железной дороге проходят в обычном режиме. Заторы на алма-атинском железнодорожном узле, которые отмечались еще до Нового года, на данный момент усилились на фоне трудностей с выгрузкой. АО «НК “Казахстан Темир Жолы”» сообщает, что грузы следуют до мест назначения. СВХ функционируют как обычно. Все простои, которые появились во время режима ЧП, считаются форс-мажорными и не оплачиваются заказчиками.

    «Склады почти 90% наших клиентов работают, в том числе и в Алма-Ате. С 12 января в этом городе возобновилась работа всего общественного транспорта, а интернет и телефонная связь вновь доступны круглосуточно. Комендантский час все еще не отменен в целях соблюдения безопасности, но уже не так необходим. Можно сказать, что ситуация с логистикой в стране практически нормализована», – сказала Наталья Шемякина.

    По информации Евгении Спиридоновой, грузы проходят по территории Казахстана по автомобильным и железным дорогам без задержек, с соблюдением необходимых мер безопасности.

    Задержки и ограничения, по словам Владимира Серебрякова, наблюдаются в таможенном оформлении, что связано с перебоями в работе связи и интернета. «Пограничные переходы возобновили работу, появилась возможность осуществлять доставки как внутри Казахстана, так и между Казахстаном и Россией». С 13 января также возобновил работу аэропорт Алма-Аты.

    «Самым сложным для логистики регионом остаётся Южный Казахстан, в частности город Алма-Ата ― там по-прежнему объявлены комендантский час и режим ЧП. В большинстве регионов Казахстана ситуация под контролем властей. В Костанае, Нур-Султане, Кокшетау, Караганде и др. снова производятся отгрузки, возобновлена работа складов. Транзитные грузоперевозки по территории Казахстана проходят без происшествий. Сейчас дороги между городами патрулирует полиция, обеспечивая безопасность движения, а на блокпостах, установленных на въездах, проводятся проверки документов и товаров», – рассказала Наталья Шемякина.

    Прогноз на будущее

    Приведут или нет массовые беспорядки к сокращению грузопотоков через Казахстан, мнения опрошенных разделились. Но перераспределения грузов на другие направления не ожидает никто. Ожидают другого – повышения цен.

    «Некоторое время после нормализации ситуации спрос на транспортные услуги в Казахстане будет низким, но в дальнейшем мы прогнозируем его активный рост», – говорит Евгений Дятлов.

    «Возможно временное сокращение объёмов грузопотоков до момента полной стабилизации ситуации в стране, – согласна с ним Наталья Шемякина. – Переориентацию грузов на другие маршруты мы не прогнозируем, так как товарооборот регулируется предложением и спросом, который в Казахстане есть». При этом, по ее мнению, весьма вероятно, что вырастет спрос на доставку парфюмерии, бытовой химии, одежды и мелкой бытовой электроники, так как сети дистрибуции этих товаров понесли серьезный ущерб от беспорядков.

    «Потоки будут сохраняться, так как транзит в объезд Казахстана по некоторым странам сильно усложняется», – считает Евгения Спиридонова.

    «Мы не видим значительных рисков сокращения грузопотоков и переориентации на другие направления. Казахстан является крупнейшим торговым партнером России в Центральной Азии. Решительные и последовательные действия правительства по преодолению последствий кризиса полностью нивелируют риски для транспортной отрасли», – уверен Владимир Серебряков.

    «Волнения в Казахстане, – прогнозирует Артем Викторович, – негативно отразятся на стоимости перевозок в данный регион. Основными факторами, которые будут влиять на повышение цен, являются удорожание топлива и его дефицит, увеличение зарплат водителей и возможные изменения условий страхования грузов».

    К вопросу о страховании

    TT Club и ООО «Панди Транс», представляющее его интересы в странах и СНГ, разработали ряд рекомендаций для участников рынка, работающих в Казахстане:

    «1. С точки зрения правил страхования ТТ Клуба, военные и забастовочные действия не являются исключениями из страхового покрытия по ответственности. Однако следует помнить, что, согласно применимому законодательству, экспедитор и перевозчик не несут ответственности за события, которые они не могли предвидеть и/или предотвратить, и это должно быть доведено до заказчиков при предъявлении соответствующих претензий. В случае предъявления таких претензий Клуб будет рассматривать их как застрахованные и оказывать всю необходимую сервисную и юридическую поддержку.

    1. Экспедитор и перевозчик должны предпринять все разумные действия для сохранности груза и надлежащего завершения перевозки, что, в свою очередь, требует как минимум подробного уведомления заказчиков о ситуации в Казахстане и повышенных рисках доставки с запросом новых инструкций – например, поменять место доставки, направить груз на промежуточное хранение или изменить маршрут движения.
    2. Если груз был дополнительно застрахован, проверьте среди застрахованных рисков наличие риска Strikes/Riots («забастовочные риски», «риски народных волнений»).
    3. Если ваша ответственность и/или перевозимые грузы застрахованы в другой страховой компании, рекомендуем уточнить позицию о военных и забастовочных рисках у своего страховщика – как показывает практика, обычно эти риски исключены как по страхованию ответственности, так и по страхованию грузов, если иное специально не обговаривалось на момент заключения договоров страхования».

     

    Фото: Қазақстан темір жолы

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    10.03.2022
    Проекты по созданию восточного транспортно-логистического узла Северного морского пути и развитию портовой инфраструктуры АО «Дальневосточный […]
    02.12.2022
    Модель «точно в срок» больше не работает
    29.11.2022
    Логистика в России централизована. Зачастую грузы с Дальнего Востока везут в Москву, а затем распределяют по регионам, в т.ч. обратно в ДВФО. В Татарстане ситуация схожая, основная часть всех грузов в регион и из региона пока идёт через Москву.
    06.07.2022
    По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, товарооборот […]
    27.07.2022
    Мы ожидаем дальнейший рост ставок и снижение сроков доставки, аналогичное по масштабу ситуации конца 2021 года.
    22.07.2022
    Мнение Дмитрия Суховерши, руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.