Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане

Логисты и страховщики о ситуации в Казахстане

  • SeaNews попросил логистов рассказать, как сказалась политическая ситуация в Казахстане на двусторонних грузоперевозках и транзите и какие они могут иметь последствия для транспортной отрасли в краткосрочной и среднесрочной перспективе. С негативными последствиями беспорядков столкнулись все опрошенные SeaNews участники рынка.

    За закрытыми дверями

    vladimir serebrjakov gebruder weiss Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение«Ситуация в Казахстане затронула все сферы бизнеса, логистическая деятельность в течение нескольких дней была почти полностью парализована, – говорит Владимир Серебряков, генеральный директор Gebrüder Weiss в России. – Работа казахстанского офиса Gebrüder Weiss была полностью остановлена в течение первой недели января. В настоящий момент восстанавливается работа всех подразделений, включая складские комплексы, и начинаются пробные отгрузки в адрес наших клиентов».

    perri nojmann kn Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение«В первую очередь хочу отметить, что все члены команды Kuehne+Nagel Казахстан находятся в безопасности и работают удаленно из дома. Наш офис в Алма-Ате в настоящее время закрыт. Так будет продолжаться до тех пор, пока ситуация полностью не стабилизируется, что позволит компании вернуться к нормальной работе. Наблюдались некоторые проблемы с доступом к интернету, сейчас перебои прекратились», – рассказал Перри Нойманн, президент кластера Kuehne+Nagel Россия и страны СНГ.

    «Сотрудники нашей компании в Алма-Ате на прошлой и текущей неделе, следуя указаниям местных властей, не покидали свои дома. Сейчас связь в городе восстанавливается, и коллеги планируют вернуться к работе в офисе», – поделилась Евгения Спиридонова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании STALOGISTIC в СНГ.

    Грузы встали – и снова пошли

    В первые дни перевозки фактически остановились.

    «Наша компания доставляет в Казахстан товары народного потребления. Конечно, ситуация с беспорядками затронула и наших клиентов. На их фоне в стране были приостановлены поставки. В период волнений многие транспортные компании приостановили работу, разместив свои автомобили на платных охраняемых стоянках», – рассказал Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России.evgenija spiridonova stalogistic Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение

    «Большинство наших партнёров на прошлой неделе были на каникулах, поэтому отгрузок было немного, – подтвердила Евгения Спиридонова. – Груз, прибывший в начале январе, встал на выгрузку, как только заработали склады временного хранения (СВХ). Сейчас готовятся партии с выходом в конце недели, чтобы была возможность оценить ситуацию в стране».

    «После новостей о беспорядках мы совместно с собственниками грузов решили временно не осуществлять транзитные отправки ― для сохранности товаров машины несколько дней находились в приграничных зонах на территории РФ до момента стабилизации ситуации. Сейчас фуры следуют во все города за исключением Алма-Аты», – уточнила Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA.

    artem viktorovich dakser Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение«На данный момент ряд наших клиентов приостановил свои поставки в Узбекистан по соображениям безопасности грузов, так как альтернативных маршрутов в обход Казахстана просто нет, – рассказал Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР».

    По словам Владимира Серебрякова, несколько сгладил последствия тот факт, что январь традиционно является месяцем с самой низкой активностью, поэтому объем перемещаемых грузов, особенно промышленного назначения, был невелик.

    «Несколько дней были задержки на границе. Сейчас ситуация нормализовалась и транспортные средства идут в/из и через Казахстан», – говорит Евгения Спиридонова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании STALOGISTIC в СНГ.

    «Наименьшему воздействию, – отмечает Владимир Серебряков, – подвергся железнодорожный транспорт, все транзитные грузы были доставлены практически без задержек. Работа крупнейшего авиационного хаба – Алматинского аэропорта – была парализована полностью. Беспорядки и последующее введение чрезвычайного положения и комендантского часа серьезно осложнили автомобильные перевозки».

    «Автомобильные и железнодорожные пограничные терминалы работают, но там проводятся дополнительные проверки безопасности. Таможенные службы возвращаются к обычному графику работы. Ранее из-за перебоев с интернетом были сложности с электронным декларированием товаров, но сегодня ситуация нормализовалась», – сообщил Перри Нойманн.

    Ситуация нормализуется

    Сейчас, по словам участников рынка, ситуация постепенно возвращается в нормальное русло.

    evgenij djatlov fm logistic Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение«Ситуация в стране улучшается с каждым днем. Мы уже получили различные заказы на доставку грузов из России в Казахстан. Транзитный срок сейчас увеличен ― это связано прежде всего с массовыми досмотрами транспортных средств на въездах и выездах из крупных городов», – говорит Евгений Дятлов.

    По словам Натальи Шемякиной, основные погранпереходы на границах России и Казахстана (Маштаково – Сырым, Троицк – Кайрак) работают в штатном режиме. «Как только в Казахстане вновь заработал интернет, к нам поступило много заказов от ритейл-сетей на перевозки продуктов питания, так как они сейчас очень нужны в городах, в которых отмечались беспорядки, прежде всего в Алма-Ате, – поделилась она. – Поставки продовольствия не осуществлялись почти неделю с начала волнений на фоне отключения всех каналов коммуникации».

    natalja shemjakina asstra Новости, Показать всё, Практика, Супер Эксперт, Экспертное мнение«За последние несколько суток, – рассказала Наталья Шемякина, – мы доставили грузы в Нур-Султан, Шымкент, Актобе и другие города. Нормализацию ситуации в Алма-Ате и полное открытие складов в городе мы ожидаем в течение следующих нескольких дней. С 10 января 2022 года к нам поступило множество заявок на транспортировки в Казахстан, что свидетельствует о стабилизации ситуации в стране».

    По ее информации, перевозки по железной дороге проходят в обычном режиме. Заторы на алма-атинском железнодорожном узле, которые отмечались еще до Нового года, на данный момент усилились на фоне трудностей с выгрузкой. АО «НК “Казахстан Темир Жолы”» сообщает, что грузы следуют до мест назначения. СВХ функционируют как обычно. Все простои, которые появились во время режима ЧП, считаются форс-мажорными и не оплачиваются заказчиками.

    «Склады почти 90% наших клиентов работают, в том числе и в Алма-Ате. С 12 января в этом городе возобновилась работа всего общественного транспорта, а интернет и телефонная связь вновь доступны круглосуточно. Комендантский час все еще не отменен в целях соблюдения безопасности, но уже не так необходим. Можно сказать, что ситуация с логистикой в стране практически нормализована», – сказала Наталья Шемякина.

    По информации Евгении Спиридоновой, грузы проходят по территории Казахстана по автомобильным и железным дорогам без задержек, с соблюдением необходимых мер безопасности.

    Задержки и ограничения, по словам Владимира Серебрякова, наблюдаются в таможенном оформлении, что связано с перебоями в работе связи и интернета. «Пограничные переходы возобновили работу, появилась возможность осуществлять доставки как внутри Казахстана, так и между Казахстаном и Россией». С 13 января также возобновил работу аэропорт Алма-Аты.

    «Самым сложным для логистики регионом остаётся Южный Казахстан, в частности город Алма-Ата ― там по-прежнему объявлены комендантский час и режим ЧП. В большинстве регионов Казахстана ситуация под контролем властей. В Костанае, Нур-Султане, Кокшетау, Караганде и др. снова производятся отгрузки, возобновлена работа складов. Транзитные грузоперевозки по территории Казахстана проходят без происшествий. Сейчас дороги между городами патрулирует полиция, обеспечивая безопасность движения, а на блокпостах, установленных на въездах, проводятся проверки документов и товаров», – рассказала Наталья Шемякина.

    Прогноз на будущее

    Приведут или нет массовые беспорядки к сокращению грузопотоков через Казахстан, мнения опрошенных разделились. Но перераспределения грузов на другие направления не ожидает никто. Ожидают другого – повышения цен.

    «Некоторое время после нормализации ситуации спрос на транспортные услуги в Казахстане будет низким, но в дальнейшем мы прогнозируем его активный рост», – говорит Евгений Дятлов.

    «Возможно временное сокращение объёмов грузопотоков до момента полной стабилизации ситуации в стране, – согласна с ним Наталья Шемякина. – Переориентацию грузов на другие маршруты мы не прогнозируем, так как товарооборот регулируется предложением и спросом, который в Казахстане есть». При этом, по ее мнению, весьма вероятно, что вырастет спрос на доставку парфюмерии, бытовой химии, одежды и мелкой бытовой электроники, так как сети дистрибуции этих товаров понесли серьезный ущерб от беспорядков.

    «Потоки будут сохраняться, так как транзит в объезд Казахстана по некоторым странам сильно усложняется», – считает Евгения Спиридонова.

    «Мы не видим значительных рисков сокращения грузопотоков и переориентации на другие направления. Казахстан является крупнейшим торговым партнером России в Центральной Азии. Решительные и последовательные действия правительства по преодолению последствий кризиса полностью нивелируют риски для транспортной отрасли», – уверен Владимир Серебряков.

    «Волнения в Казахстане, – прогнозирует Артем Викторович, – негативно отразятся на стоимости перевозок в данный регион. Основными факторами, которые будут влиять на повышение цен, являются удорожание топлива и его дефицит, увеличение зарплат водителей и возможные изменения условий страхования грузов».

    К вопросу о страховании

    TT Club и ООО «Панди Транс», представляющее его интересы в странах и СНГ, разработали ряд рекомендаций для участников рынка, работающих в Казахстане:

    «1. С точки зрения правил страхования ТТ Клуба, военные и забастовочные действия не являются исключениями из страхового покрытия по ответственности. Однако следует помнить, что, согласно применимому законодательству, экспедитор и перевозчик не несут ответственности за события, которые они не могли предвидеть и/или предотвратить, и это должно быть доведено до заказчиков при предъявлении соответствующих претензий. В случае предъявления таких претензий Клуб будет рассматривать их как застрахованные и оказывать всю необходимую сервисную и юридическую поддержку.

    1. Экспедитор и перевозчик должны предпринять все разумные действия для сохранности груза и надлежащего завершения перевозки, что, в свою очередь, требует как минимум подробного уведомления заказчиков о ситуации в Казахстане и повышенных рисках доставки с запросом новых инструкций – например, поменять место доставки, направить груз на промежуточное хранение или изменить маршрут движения.
    2. Если груз был дополнительно застрахован, проверьте среди застрахованных рисков наличие риска Strikes/Riots («забастовочные риски», «риски народных волнений»).
    3. Если ваша ответственность и/или перевозимые грузы застрахованы в другой страховой компании, рекомендуем уточнить позицию о военных и забастовочных рисках у своего страховщика – как показывает практика, обычно эти риски исключены как по страхованию ответственности, так и по страхованию грузов, если иное специально не обговаривалось на момент заключения договоров страхования».

     

    Фото: Қазақстан темір жолы

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    04.03.2022
    Казахстан переориентирует грузы, находящиеся на территории России, на латвийские порты Рига, Венстпилс и Лиепая, […]
    10.03.2022
    Проекты по созданию восточного транспортно-логистического узла Северного морского пути и развитию портовой инфраструктуры АО «Дальневосточный […]
    08.02.2022
    «РЖД Логистика» поделилась опытом пилотной перевозки экспортной агропродукции из Казахстана в Китай. Как рассказали […]
    11.05.2022
    Церемония подписания межправительственного соглашения о комбинированных грузоперевозках между Казахстаном и Турцией прошла в рамках […]
    26.01.2022
    Компания «НТ Сервис» реализует на Чукотке транспортно-логистический проект, инфраструктура и мощности которого будут задействованы […]
    04.02.2022
    Мир больше не будет прежним – и логистика тоже не будет прежней


  •  




  • Войти