Генеральный директор ООО «Кристал Альянс» Александр Берсенев представил проект экспортной контейнерной линии Архангельск – Европа в ходе делового форума «Порты Арктики».
«В настоящий время на порт Архангельск нет ни одного контейнерного сервиса морем. Связано это с тем, что Архангельск не выдерживает конкуренции с портом Санкт-Петербург», – сказал А.Берсенев. По его словам, текущие потребности закрываются:
мультмодальным сервисом Архангельск (Архангельская область) – Санкт-Петербург по железной дороге и далее морем на регулярных линиях;
железнодорожным контейнерным сервисом напрямую из Архангельска в Китай;
автомобильными перевозками из/в Европу;
отправками в вагонах и полувагонах с дальнейшей затаркой в контейнеры в порту Санкт-Петербург.
Представленная линия имеет следующие характеристики: еженедельный сервис, три контейнеровоза вместимостью по 1 тыс. TEU, ледовый класс Arc4, собственный контейнерный парк 3600х40’HC + 900×20’DC.
«Маршрут, который мы предлагаем, – Архангельск – Роттердам (не как пункт назначения, а как место перевалки на дальнейшие направления), – сказал А.Берсенев. – Терминал захода в Архангельске – «Экономия». Он наиболее подготовлен для этого сервиса».
По его словам, для устойчивой работы сервиса необходимы следующие условия: возможность обработки пяти контейнерных поездов в неделю, субсидирование первых 9 месяцев работы линии, взаимодействие между перевозчиком и государственными службами, «одно окно» для взаимодействия всех участников перевозки.
«Какие преимущества даст линия Архангельск – Европа? – продолжил А.Берсенев. – Прежде всего, она разгрузит жд узел, привлечет дополнительны грузопоток, станет дополнительным звеном в северном завозе, сократит сроки доставки экспорта и импорта и расходы экспортеров и импортеров, а также создаст возможность совмещать речные перевозки с регулярными морскими перевозками, увеличит количество судов под российским флагом».
«Какая стоимость капиталовложения во флот, сколько нужно ездить полупустыми для того, чтобы в дальнейшем сгенерировать грузы для этой линии?» – прозвучал вопрос из зала.
«Ситуация зависит от загруженности. Можно сделать Архангельск транзитным хабом, например, Владивосток – Архангельск, – сказал А.Берсенев. – Это будет интересно китайским товарищам, поскольку Архангельск подходит как хаб для перевалки грузов на Великобританию. Чтобы загрузить эту линию, необходимо, по моему мнению, сделать транзитный коридор Шанхай – Нинбо – Владивосток – Архангельск – Великобритания. Если будет такой коридор, пять блоктрейнов в неделю (грузов там больше, но боюсь, что терминал «Экономия» не сможет обработать больше пяти блоктрейнов неделю), если одновременно договориться о нескольких проектах, загруженность будет, как только поедет транзитный груз».
Если рассчитывать на груз, который находится в Архангельске и прилегающих регионах, то, по его расчетам, это полгода ходить в минус. «Если говорить по-честному, суда нужны большие. Если мы поставим какие-то «малыши» – 500 TEU, то это экономически несравнимо с Санкт-Петербургом, потому что там только фидеры по 2,5 тыс. TEU ходят, – пояснил А.Берсенев. – Естественно, контейнеровоз на 500 TEU не сравнить с фидером на 2,5 тысячи – экономика не бьется вообще никак. Экономика начинает биться, когда судно хотя бы 1 тыс. TEU».
Он еще раз подчеркнул, что сервис будет загружен, если «загрузить Архангельск экспортом и импортом из Европы для северного завоза и подключить международный транзит». «В этом случае загруженность будет моментальной, как только начнут приходить пять блоктрейнов неделю», – добавил А.Берсенев.
На вопрос, какой должен быть тариф на экспортный и импортный контейнер для того, чтобы хотя бы в 10-летнем горизонте окупить инвестиции на флот, например, при загрузке 80%, А.Берсенев ответил: «Если рассматривать тариф из Архангельска в Роттердам как фидерную составляющую от океанской, то в этом случае тариф, включая погрузку/выгрузку, должен быть не меньше 1 тыс. долларов на сороковку однозначно».
«Касательно обратной загрузки линии Архангельск – Роттердам: просто нужен сервис и конкурентные ставки. Можно грузить международным транзитом из Великобритании назад в Китай. Да, груза будет меньше, но там больше вопрос сервиса: насколько мы можем обеспечить приемлемое транзитное время и какая цена. Понятно, что мы можем перебить цены именно из Великобритании, потому что они высокие».
«На три контейнеровоза по тысяче TEU ну уж точно наберется груз между Азией и Европой. Груз есть. Вопрос только, как его переключить на этот сервис. Нацеленность на долгосрочный проект, минимум 10 лет, а не на получение выгоды «здесь и сейчас» поможет создать конкурентный морской сервис из Архангельска на Роттердам», – резюмировал А.Берсенев.