В целях обеспечения стабильной работы угольной отрасли и сбалансированности грузовых железнодорожных перевозок председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и губернатор Кемеровской области – Кузбасса Сергей Цивилев согласились продлить на следующий год основные параметры по вывозу продукции угольных предприятий в направлении Дальнего Востока. Как сообщает РЖД, соглашение направлено на обеспечение потребности кузбасских предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.
В 2021 году грузоотправители Кузбасса предъявят к перевозке, а ОАО «РЖД» – обеспечит транспортировку не менее 53 млн тонн каменного угля на экспорт в восточном направлении и до 3,55 млн тонн – во внутрироссийском сообщении, отмечается в сообщении.
В целях синхронизации производственных планов грузоотправителей и железнодорожников в соглашении закреплено помесячное распределение объемов перевозок в восточном направлении, исходя из необходимости проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре.
Объемы закреплены в подписанном 2 декабря дополнительном документе к соглашению о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории региона, на период с 2019 по 2035 годы, заключенному 6 июня 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Аналогичное дополнительное соглашение, закреплявшее объемы перевозок угля из Кузбасса на Дальний Восток на текущий год, было подписано 18 марта 2020 года, напоминают в РЖД. Оно предусматривало взаимные обязательства по предъявлению каменного угля и его транспортировке в объеме не менее 53 млн тонн на экспорт и до 3,55 млн тонн – во внутрироссийском сообщении.
В документе также оговаривается необходимость выработки оптимальной логистики для соразмерной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в западном и восточном направлениях, повышения ритмичности предъявления грузов к перевозке, исключения случаев непроизводительного нахождения на инфраструктуре общего и необщего пользования порожнего подвижного состава.
Отметим, что до пролонгации соглашения шло противостояние между РЖД и угольщиками Кузбасса. Для развития западной части своей сети РЖД, куда по утвержденной инвестпрограмме железнодорожной монополии пойдет основная часть финансирования, прорабатывала с угольными компаниями Кузбасса договоренность о том, чтобы в 2020 году сократить на 11 млн тонн поставки угля в порты Дальнего Востока и перенаправить этот объем по южному и северо-западному направлению. Однако у угольных компаний Кузбасса свои доводы – нерентабельность европейского направления и вся надежда на рынок Юго-Восточной Азии, где все еще есть хороший спрос на уголь.