Из Каспийска в Дербент доставлен единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». Об этом сообщил глава Дербента Хизри Абакаров в одной из соцсетей.
С помощью понтонов и нескольких буксиров экраноплан вывели из Каспийска ранним утром 30 июля. Буксировка объекта весом 280 тонн по морю заняла около 14 часов, на подготовку к транспортировке понадобились сутки. «Лунь» станет центральным экспонатом филиала парка «Патриот» Южного военного округа в Дербенте. «Чуть позже экраноплан будет перемещен на сушу на 150 м от береговой линии», – сообщил Х.Абакаров.
Экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект, были одной из самых необычных советских разработок. Согласно международной классификации ИМО, они относятся к морским судам.
«Лунь» спустили на воду в 1987 году. Это первый корабль в серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 тонн. Второй «Лунь» тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.
Технические характеристики:
- размах крыла – 44 м,
- длина – 73,8 м,
- высота – 19,2 м,
- площадь крыла – 550 кв. м,
- масса порожнего экраноплана – 243 тонн,
- масса максимальная взлетная – 380 тонн,
- тип двигателя – 8 ТРД НК-87,
- максимальная скорость – 500 км/ч,
- практическая дальность – 2 тыс. км,
- высота полета на экране – 1-5 м,
- мореходность – 5-6 баллов,
- автономность – 5 суток,
- экипаж – 10 человек.
Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части: носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение аппарата) находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки.
В средней (помещения от носовой части до середины корпуса) находится оборудование для проведения испытаний, а также камбуз, гальюн, каюта для экипажа, кормовая часть тоже заполнена испытательным оборудованием; в районе киля находится электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации и связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.
По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть, «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Достоинства экранопланов и экранолётов (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):
- высокая живучесть;
- достаточно высокая скорость;
- у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта;
- экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях;
- для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам;
- для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана, — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т.д., как следствие, они могут двигаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т.д.;
- современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
- экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им не нужна специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши.
Но есть и недостатки:
- одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц;
- управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков;
- экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт;
- хотя полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и, соответственно, применению дополнительных стартовых двигателей, не задействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива.
https://www.youtube.com/watch?v=nZjHdNHGAo0