Единственный в мире ракетный экраноплан

Единственный в мире ракетный экраноплан

  • Из Каспийска в Дербент доставлен единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». Об этом сообщил глава Дербента Хизри Абакаров в одной из соцсетей.

    С помощью понтонов и нескольких буксиров экраноплан вывели из Каспийска ранним утром 30 июля. Буксировка объекта весом 280 тонн по морю заняла около 14 часов, на подготовку к транспортировке понадобились сутки. «Лунь» станет центральным экспонатом филиала парка «Патриот» Южного военного округа в Дербенте. «Чуть позже экраноплан будет перемещен на сушу на 150 м от береговой линии», – сообщил Х.Абакаров.

    Экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект, были одной из самых необычных советских разработок. Согласно международной классификации ИМО, они относятся к морским судам.

    «Лунь» спустили на воду в 1987 году. Это первый корабль в  серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 тонн.  Второй «Лунь» тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.

    Единственный в мире ракетный экранопланТехнические характеристики:

    • размах крыла – 44 м,
    • длина – 73,8 м,
    • высота – 19,2 м,
    • площадь крыла – 550 кв. м,
    • масса порожнего экраноплана – 243 тонн,
    • масса максимальная взлетная – 380 тонн,
    • тип двигателя – 8 ТРД НК-87,
    • максимальная скорость – 500 км/ч,
    • практическая дальность – 2 тыс. км,
    • высота полета на экране – 1-5 м,
    • мореходность – 5-6 баллов,
    • автономность – 5 суток,
    • экипаж – 10 человек.

    Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части: носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение аппарата) находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки.

    В средней (помещения от носовой части до середины корпуса) находится оборудование для проведения испытаний, а также камбуз, гальюн, каюта для экипажа, кормовая часть тоже заполнена испытательным оборудованием; в районе киля находится электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации и связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

    По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть, «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

    Единственный в мире ракетный экранопланДостоинства экранопланов и экранолётов (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):

    • высокая живучесть;
    • достаточно высокая скорость;
    • у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта;
    • экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях;
    • для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам;
    • для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана, — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т.д., как следствие, они могут двигаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т.д.;
    • современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
    • экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им не нужна специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши.

    Но есть и недостатки:

    • одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц;
    • управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков;
    • экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт;
    • хотя полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и, соответственно, применению дополнительных стартовых двигателей, не задействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива.

     

     


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    15.04.2020
    Буквально вчера мы публиковали рассуждения о том, что было бы, если бы самый большой […]
    15.05.2020
    1 мая в порту Нинбо-Чжоушань в районе Мэйшань был введен в эксплуатацию самый большой контейнерный причал […]
    03.03.2020
    Польша строит канал через Балтийскую (Вислинскую) косу, который соединит Балтийское море с Калининградским (Вислинским) […]
    13.11.2020
    На производственной площадке «Красные Баррикады» Южного центра судостроения и судоремонта  состоялся спуск на воду […]
    09.04.2020
    На 14 неделе года фрахтовые ставки в Азовском регионе продолжали расти. Как сообщает логистическая компании «Глогос […]
    22.09.2020
    Разработка современных типов вооружения — удовольствие очень дорогое и длительное по времени. Иногда этап, […]
    29.10.2020
    Полным комплексом транспортно-логистического обеспечения перевозки сверхпроводящего магнита для российского коллайдера NICA занимается ООО «Ренус Интермодал Системс».
    29.06.2020
    «Газпром нефть» поделилась роликом первой экспедиции по изучению редких морских животных – нарвалов. Экспедиция […]
    17.06.2020
    На 24 неделе фрахтовые ставки в Азовском регионе не изменились и находились на уровне последних […]
    19.02.2020
    За прошедшую неделю на фрахтовом рынке Азовского региона расклад сил почти не изменился. По […]
    21.04.2020
    В рамках борьбы с коронавирусом в порту Тяньцзинь создали первый временный плавучий обсервационный пункт. […]

  • Войти