Эксперты компании FM Logistic рассказали об основных трендах складской недвижимости, e-commerce и логистики, на которые повлияла пандемия коронавируса.
Складской бизнес
«Количество складов в центральных регионах РФ увеличивается, но при этом возрастает и потребность игроков в складских площадях, даже несмотря на то, что бизнес в целом сейчас сокращается, — отметил директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic в России Алексей Мисаилов. — Фактор COVID-19 оставил отпечаток на том, что многие компании предпочитают делать дополнительный «буфер» своих складских запасов. Так или иначе, этот растущий спрос ведет к повышению арендной ставки, несмотря на то, что бизнес в целом в стране сейчас, к сожалению, сокращается».
«Нельзя не отметить, что с развитием ритейла, который пошел от городов-миллионников в города с населением меньше 500 тысяч, естественно, повышается потребность в хороших складских комплексах в этих города. Мы видим, что идет активное развитие региональных складов в небольших городах, с населением меньше 500 тысяч», – сказал А.Мисаилов.
Внутригородская логистика
По словам А.Мисаилова, «внутригородская логистика развивается вместе с развитием магазинов шаговой доступности». «Это предполагает и ночные доставки, и кросс-доки внутри самих городов, – отметил он. – Она развивается и с новым форматом магазинов, которые пришли к нам с коронавирусом, – dark store».
E-commerce
E-commerce переживает бум. Крупные игроки еще больше проявили себя на этом рынке, особенно такие как Ozon, Wildberries, Х5, которые используют свою логистику и смещают фокус на инсорсные решения, а не на работу с подрядчиками, считает А.Мисаилов.
«На рынке продолжается консолидация крупных игроков и рост стратегических партнерств, таких как Сберлогистика, а также развитие агрегаторов, которые позволяют компаниям осуществлять доставку в различные регионы России», – сказал он.
Российский транспортный рынок
«Рост транспортного рынка незначительно замедляется, и в то же время мы видим такой тренд как консолидация – крупные игроки становятся сильнее и поглощают небольшие компании, – отметил А.Мисаилов. – Мелкие же компании вынуждены уходить с рынка за счет автоматизации и повышенных требований по качеству крупных компаний».
На международном рынке перевозок эксперт отметил смещение фокуса российских импортеров на сухопутные перевозки и китайский рынок. По его мнению, это связано с развитием «Шелкового пути» — железнодорожных перевозок по маршруту Китай — Россия и увеличением потребности в быстрых автомобильных перевозках через такие границы как Забайкальск — Маньчжурия и через Казахстан.