Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, являются одной из главных достопримечательностей и региона города Люцерн, и всей Швейцарии.
Горная железная дорога Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире с максимальным уклоном 48% и средним уклоном 35%. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая в пути пару остановок. Самый опасный участок железной дороги – в конце, когда поезд въезжает в тоннели.
В средние века жителям Люцерна было строжайше запрещено пониматься на гору Пилатус. По одним легендам она считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. По другим, что там упокоен дух пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Однако многие специалисты считают, что название горы происходит от слова pilleatus, что означает «в войлочной шляпе». В переносном смысле понятие mons pileatus означает «гору, покрытую шапкой облаков». Другие видят корни этого названия в латинском существительном pila, что означает «колонна».
Как бы там ни было, в конце 19 века цюрихскому промышленнику Эдуарду Лохеру пришла «сумасшедшая» идея построить железную дорогу прямо наверх, до вершины, сделав ее доступной для массового туризма.
Он разработал систему, которая основывалась на особом виде железной дороги, между рельсами которой дополнительно прокладывается зубчатая рейка (рельса). Соответственно, подвижной состав таких железных дорог должен быть оборудован дополнительным зубчатым колесом.
Такая система обеспечивает максимальную стабильность и позволяет преодолевать очень крутые склоны. В данном случае самый большой в мире уклон для железных дорог, достигающий 48%. То есть каждые сто метров пути означают подъем на 48 м.
Трассу длиной в 4,6 километра строили около 600 рабочих. Все работы были завершены всего через 400 дней после их начала, и первый поезд с пассажирами по железной дороге «Пилатус» прошел 4 июня 1889 года.
Несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость билета – 10 франков (недельная зарплата рабочего), желающих подняться на гору на поезде было много. За первые полгода было зарегистрировано 37 тыс. пассажиров, в четыре раза больше, чем ожидалось.
БОльшая часть железнодорожной инфраструктуры сегодня остается той же, что и 125 лет назад. Использующийся ныне подвижной состав вполне можно заносить в разряд «олдтаймеров», ведь построены были эти вагоны еще в 1937 году, когда линия была электрифицирована.
По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги — 340 человек в час. Средняя скорость движения — 9-12 км/ч. Максимальный уклон – 48%. Перепад высот – 1635 м.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог. Эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) – около 60 дорог. Половина всех действующих зубчатых железных дорог приходится на Швейцарию. Похвастаться такими дорогами могут еще Австрия, Германия, Венгрия, а также Бразилия, Венесуэла и Чили.