Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, являются одной из главных достопримечательностей и региона города Люцерн, и всей Швейцарии.

В средние века жителям Люцерна было строжайше запрещено пониматься на гору Пилатус. По одним легендам она считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. По другим, что там упокоен дух пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Однако многие специалисты считают, что название горы происходит от слова pilleatus, что означает «в войлочной шляпе». В переносном смысле понятие mons pileatus означает «гору, покрытую шапкой облаков». Другие видят корни этого названия в латинском существительном pila, что означает «колонна».
Как бы там ни было, в конце 19 века цюрихскому промышленнику Эдуарду Лохеру пришла «сумасшедшая» идея построить железную дорогу прямо наверх, до вершины, сделав ее доступной для массового туризма.
Он разработал систему, которая основывалась на особом виде железной дороги, между рельсами которой дополнительно прокладывается зубчатая рейка (рельса). Соответственно, подвижной состав таких железных дорог должен быть оборудован дополнительным зубчатым колесом.
Такая система обеспечивает максимальную стабильность и позволяет преодолевать очень крутые склоны. В данном случае самый большой в мире уклон для железных дорог, достигающий 48%. То есть каждые сто метров пути означают подъем на 48 м.

Несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость билета – 10 франков (недельная зарплата рабочего), желающих подняться на гору на поезде было много. За первые полгода было зарегистрировано 37 тыс. пассажиров, в четыре раза больше, чем ожидалось.

По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги — 340 человек в час. Средняя скорость движения — 9-12 км/ч. Максимальный уклон – 48%. Перепад высот – 1635 м.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог. Эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) – около 60 дорог. Половина всех действующих зубчатых железных дорог приходится на Швейцарию. Похвастаться такими дорогами могут еще Австрия, Германия, Венгрия, а также Бразилия, Венесуэла и Чили.
