самая крутая зубчатая дорогоа в мире Pilatusbahn

Почему поезда не ездят в гору

  • Ландшафт подчиняется железной дороге: ей высоко — гору срывают или делают тоннель, низко — делают насыпь. На главном ходе Транссиба — 15 тоннелей, на параллельных — еще десяток (в том числе самый длинный, семикилометровый тоннель под Амуром). Почему поезда ходят только по прямой?

    Рельсы и колеса поезда стальные. Между двумя гладкими стальными деталями почти нет трения. Оно в разы меньше, чем между шинами автомобиля и дорожным покрытием. Оно даже меньше, чем между кожей и стеклом. Тем не менее, сцепление между колесом и рельсом довольно крепкое и позволяет поезду двигаться вперед. Все потому, что огромная масса локомотива или вагона ложится на очень маленькую площадь соприкосновения колес и рельсов.

    Чтобы сдвинуть поезд с места, нужно приложить силу, способную преодолеть силу трения, вес поезда и аэродинамическое сопротивление. На плоскости это вполне выполнимо, и поезда развивают серьезные скорости и тянут внушительные грузы. Но как только поезд начнет подъем в горку, изменится распределение веса, уменьшится сила трения, и колеса начнут прокручиваться на месте.

    Не прибегая к помощи рук, человек способен преодолевать уклоны в 75 градусов и даже чуть круче — правда, это даётся с большими усилиями. Автомобиль легко преодолеет 30-градусный подъем. Поезд же, двигающийся по гладким рельсам, может преодолеть наклон максимум 2 градуса.

    Иногда даже маломощный паровой локомотив можно заставить прогуляться вверх по холму, просто увеличив массу вагона: такое часто проделывают на железнодорожных ярмарках. Балласт создает дополнительное трение и, разогнавшись, поезд иногда преодолевает небольшие подъемы.

    Другой способ заставить поезд двигаться вверх – оснастить рельсы и колеса зубьями, по принципу шестеренки. Когда такой поезд едет по рельсам, он похож на две шестерёнки бесконечного радиуса. Самая крутая зубчатая железная дорога Pilatusbahn проложена в Швейцарии. Ее максимальный уклон достигает 48%. И выглядит это очень впечатляюще:

    Видео: MIND-HUNTER

    По материалам портала «Популярная механика»


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    27.05.2020
    24 мая во время шторма с борта контейнеровоза «APL England» за борт ушло около […]
    03.06.2020
    Польша продолжает строить канал через Балтийскую (Вислинскую) косу, который соединит Балтийское море с Калининградским […]
    12.08.2020
    ООО «Газпром переработка Благовещенск» поделилось видео ночной транспортировки деметанизатора от временного причала до стройплощадки […]
    28.09.2020
    28 сентября открылось движение поездов по новому железнодорожному мосту через реку Кола на 1436 […]
    06.11.2020
    КАМАЗ поделился на своем Youtube-канале видео с испытаний грузовой беспилотной фуры «Челнок». КАМАЗ-3373, получивший […]
    05.10.2020
    Как встретили новых президента FESCO и гендиректора ВМТП докеры
    18.08.2020
    Панамский канал, соединивший Атлантический и Тихий океаны, был открыт 15 августа 1914 года. Сооружение […]
    09.06.2020
    Royal Boskalis Westminster NV (Boskalis) завершил дноуглубление в строящемся порту Дукм в Омане. По информации компании, Boskalis выполнил работы […]
    05.08.2020
    ООО «Газпром переработка Благовещенск» опубликовало видео доставки колонны выделения метана от временного причала до […]
    03.08.2020
    23 июля было официально введено в эксплуатацию крупнейшее китайское маячное судно «Haixun 173» с […]
    26.03.2020
    Группа агропредприятий «Ресурс» отправила 20 рефрижераторных контейнеров с первой партией замороженного мяса птицы в […]
    28.02.2020
    На видео ниже – VLOC «Stella Banner», севший на днях на мель у берегов […]

  • Войти