«Ocean Drover» – одно из самых больших в мире судов, предназначенных для перевозки домашнего скота. Принадлежит оно судоходной компании Siba Ships. Ранее судно называлось «Becrux».
Это судно может доставить одним рейсом до 16 тыс. голов крупного рогатого скота из Австралии в Индонезию всего за 4 дня. Оно было спроектировано и построено в 2002 году за 100 млн долларов, чтобы перевозить один из особенно важных экспортных товаров Австралии.
«Ocean Drover» – частый гость в австралийском порту Darwin. Оттуда оно доставляет овец и крупный рогатый скот в Оман, Кувейт и Мексику.
Важнейшая задача экипажа – уложиться в график, поэтому погрузка и разгрузка должна происходить организованно и быстро. Погрузка начинается с подъема сигнального флага, означающего карантин. Единственные люди, которые могут подняться на борт, – это государственные инспекторы. После проведения ветеринарного осмотра судно готово к погрузке.
На погрузку 16 тыс. животных, а это порядка 5 тысяч тонн живого веса, уходит около двух суток. Доставка скота на судно осуществляется автопоездами. Один трейлер может привезти до 200 голов за рейс. Погрузку скота производят по закрытому трапу, подгоняя животных, чтобы держать темп – 500 голов в час. Среди них попадаются и очень мощные животные, достигающие 700 кг, – это индийские буйволы. Их нельзя заставлять нервничать, если они рассвирепеют, последствия могут иметь самый трагический исход. Скот загружают в определенной последовательности, учитывая, что получателей будет несколько. Еще одним критерием размещения живого груза является возраст. Взрослый скот направляют на средние палубы, куда загнать животных проще, а молодняк – на нижние палубы. Травмирование животных во время погрузки неприемлемо, так как оно приведет к потере веса, и, соответственно, к прибыли.
После выхода в море на судне «Ocean Drover» животными занимаются профессиональные загонщики. Для вечно голодного скота необходимо около 300 тонн еды и 300 литров воды ежедневно. Главная забота загонщиков – чтобы животные сохраняли спокойствие. На «Ocean Drover» скот обычно набирает вес из-за неподвижности, благодаря чему судно пользуется спросом. Фураж находится в специальном сухом хранилище, состоящем из двух бункеров. Силосные бункеры – это основной элемент сложной системы, с помощью которой корм для скота транспортируется к каждому загону на все 9 палуб. Из каждого бункера зерно через 6 желобов подается на ленточный конвейер. Конвейер поднимается вверх, где небольшими ковшами корм подается на открытую палубу. Там корм распределяется по всей длине и ширине судна по другим конвейерам, а оттуда под силой тяжести корм падает вниз через множество желобов. Для промывки кормушек от остатков фуража нужен большой объем пресной воды. Для этой цели на борту установлены 4 специальных агрегата, которые ежедневно опресняют до 500 тыс. литров морской воды.
Свежий воздух также очень важен. Без мощной вентиляционной системы (84 вентилятора) скот бы задохнулся. Навоз посыпают опилками. В случае выявления у животного неизлечимого заболевания его умертвляют и выбрасывают за борт. Там туша станет прекрасным лакомством для голодных акул.
«Ocean Drover» часто приходится делать переходы через Яванское море, которое пользуется дурной славой из-за пиратов. Другая проблема, с которой судно сталкивается в этом районе, – множество рыбацких лодок. Чтобы их обойти, судно выполняет известный судоходный маневр – берет курс таким образом, чтобы все лодки или бОльшая их часть оказалась слева по борту, тогда они должны будут уступить ему путь – здесь, как и на трассе, работает правило «помеха справа».
После швартовки на специальном терминале на судне снова поднимают желтый флаг. После того, как скот выгружен, судно возвращается в Австралию для перевозки следующей партии живого груза.
Технические характеристики скотовоза «Ocean Drover»:
- длина – 176,7 м;
- ширина – 31,1 м;
- осадка – 8,2 м;
- водоизмещение – 33,7 тыс. тонн;
- скорость – 18 узлов;
- экипаж – 26 человек.
(По материалам из открытых источников)