Эпидемия коронавируса и вызванные ею последствия экономического, социального и регуляторного плана существенно изменили ландшафт и практики ведения бизнеса во всех отраслях, где-то в большей, где-то в меньшей степени. SeaNews попросил представителей разных сегментов транспортно-логистической отрасли рассказать, что изменилось для них и как реагируют на новые вызовы их компании. Одна из важных тем – влияние на бизнес мер по предотвращению распространения инфекции, вводимых на уровне государства: что изменилось, насколько усиление контроля повлияло на цепочки поставок? Сегодня делимся с вами тем, что рассказали нам логисты.



В целом же, напомнил он, ФТС уже давно запустила тренд на цифровизацию информационных потоков, в том числе за счет подачи деклараций на товары через ЦЭДы. Таким образом, декларанты и выпускающие инспекторы уже давно не общаются «вживую». «В местах прибытия товаров, то есть на СВХ, таможенных терминалах, портах и авиаузлах никаких изменений не произошло. Система управления рисками ФТС все так же запрашивает дополнительные сведения по «рисковым» поставкам, а досмотры как были, так и продолжаются, сотрудники Россельхознадзора, правда, уже в масках и других средствах защиты, продолжают отбирать пробы и образцы для разрешения ввоза ветеринарной или подкарантинной продукции».
Под особый контроль, отметил А.Мисаилов, взят ввоз предметов первой необходимости и медицинского назначения. Практически все партии такого рода товаров идут с досмотром, особенно, если импортёр – новый участник ВЭД и имеет место группа так называемых товаров прикрытия (товаров, под видом которых могут завозиться другие товарные группы).
Задержки, отмечают участники рынка, возникают при перевозке автотранспортом. По информации А.Григорова, в связи с введением мер дополнительного санитарного контроля в отношении водителей грузовиков довольно ощутимо увеличилось время доставки. Кроме того, сейчас чувствуется нехватка транспорта для доставки грузов из Европы из-за того, что многие водители не хотят туда ехать из-за опасения заразиться или попасть на двухнедельный карантин после возвращения из рейса.

По наблюдению А.Мисаилова, сейчас ситуация меняется: «Грузопоток в страны ЕАЭС уже сокращается. Задержки, которые наблюдались из-за введения обязательного анкетирования водителей на польско-белорусской границе в середине марта уже сошли на нет. Поляки отменили это требование. Введенный режим самоизоляции в Европе и временное разрешение перемещения грузового транспорта в выходные дни привели к тому, что дороги в Европе практически опустели. Мы видим, что сроки доставки, наоборот, сокращаются. Было бы что возить».

С некоторыми товарами, наоборот, работать стало сложнее. Например, для получения преференции по стране происхождения на ряд товаров (мясо, овощи, фрукты и др.) требуется предоставление оригинала сертификата по стране происхождения по форме «А», однако это становится невозможным в связи с тем, что Торгово-промышленные палаты многих стран не работают или не выдают в бумажном виде оригинал сертификата. В итоге преференцию получить не удается.
Кроме того, некоторые категории товаров до 1 июня вывозить запрещено – их перечень определен постановлением правительства от 02.03.2020 № 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации». В список вошли респираторы, маски, бахилы, перчатки, и прочее. На международную гуманитарную помощь иностранным государствам, а также на физических лиц, которые перевозят товар для личного пользования, запрет не распространяется, уточнила А.Василян.
Что касается внутренней логистики, то, по информации Е.Шутюк, на внутрироссийские перевозки противоэпидемические меры не повлияли. Исключение составляют несколько регионов, на въезде в которые организована проверка ввозимых грузов. Например, рассказала она, 50-километровая пробка выстроилась перед Самарой. Внутри городов периодически возникают вопросы с проверкой разрешений на перемещение, которые отличаются в разных регионах. Из-за карантина в некоторых городах вводятся ограничения на авиаперевозки. Часть полетов в удаленные районы попросту отменяют. «Клиенты и получатели готовы жертвовать сроками в угоду цене, – говорит Е.Шутюк. – По их просьбам полгода назад мы успешно перевели авиаперевозки в Сибирь и на Дальний Восток на автомобильные магистральные маршруты».
Отвечая на вопрос о том, как коронавирус повлиял на грузопотоки, А.Григоров признает, что их объём изменился. «Он довольно сильно снизился в феврале и пошёл вверх в марте. В первую очередь это касается контейнерных перевозок из Китая. Автоперевозки из Европы и Средней Азии в феврале даже немного увеличились, но в марте из-за введения карантина во многих странах произошло снижение объёмов. Структура наших клиентов почти не поменялась, но происходит определённое перераспределение с точки зрения товарной номенклатуры. В последнее время мы видим увеличение спроса на доставку медицинских товаров, продуктов питания и электроники».
Говоря о перспективах развития ситуации, А.Захарян отметил: «Мы все с интересом ждем того, как будет развиваться ситуация в Китае. Например, уже сейчас ощущается первый подъем как для производств, так и для экономики страны в целом. А вот за ситуацией в США, где пик распространения инфекции все еще не достигнут, мы следим с беспокойством. Эксперты ожидают, что экономический ущерб будет схож с финансовым кризисом 2008 года, а мы должны быть готовы к тому, что оба двигателя мировой экономики — Китай и США — не смогут в течение некоторого времени работать в полную силу. Драматические новости в настоящее время поступают к нам из Индии. Там пострадало 1,3 миллиарда человек, о чем свидетельствует строгий общенациональный карантин, который продлится до середины апреля».