Эпидемия коронавируса и вызванные ею последствия экономического, социального и регуляторного плана существенно изменили ландшафт и практики ведения бизнеса во всех отраслях, где-то в большей, где-то в меньшей степени. SeaNews попросил представителей разных сегментов транспортно-логистической отрасли рассказать, что изменилось для них и как реагируют на новые вызовы их компании. Одна из важных тем – влияние на бизнес мер по предотвращению распространения инфекции, вводимых на уровне государства: что изменилось, насколько усиление контроля повлияло на цепочки поставок? Сегодня делимся с вами тем, что рассказали нам логисты.
По словам Андрея Григорова, генерального директора ООО «ВОКС ЛОГИСТИКА» и главы представительства АО «Ханжин транспортейшн» (Ю. Корея) в России, вначале, когда были только введены усиленные меры по противодействию распространению инфекции, наблюдались определённая неразбериха и отсутствие координации, но ситуация довольно быстро наладилась. «Сейчас каких-то особых проблем мы не испытываем», – говорит он.
Государственные органы (таможня, фитосанитарные и пограничные службы) работают в штатном режиме, подтверждает руководитель отдела продаж логистической компании «Даксер» Алексей Захарян, каких-либо критических задержек грузов не наблюдается. В настоящий момент, отметил он, существуют определенные проблемы с авиаперевозками, которые возникли из-за того, что отменены все пассажирские рейсы, на которых также транспортировались коммерческие грузы, и функционируют только грузовые отправки. «Китай играет особенно важную роль в производстве медицинских средств защиты, поэтому в настоящий момент приоритетом для всех авиакомпаний являются перевозки данных товаров. Это усложняет отправку грузов других категорий».
«Практически ничего не изменилось за исключением сроков выпусков, – уточняет Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic. – Инспекторские составы в Москве и регионах работают в режиме выходного дня – их количество сильно урезали. При этом объемы в различных регионах падают неравномерно. Сроки выпуска товаров для внутреннего потребления увеличились, но не критично».
В целом же, напомнил он, ФТС уже давно запустила тренд на цифровизацию информационных потоков, в том числе за счет подачи деклараций на товары через ЦЭДы. Таким образом, декларанты и выпускающие инспекторы уже давно не общаются «вживую». «В местах прибытия товаров, то есть на СВХ, таможенных терминалах, портах и авиаузлах никаких изменений не произошло. Система управления рисками ФТС все так же запрашивает дополнительные сведения по «рисковым» поставкам, а досмотры как были, так и продолжаются, сотрудники Россельхознадзора, правда, уже в масках и других средствах защиты, продолжают отбирать пробы и образцы для разрешения ввоза ветеринарной или подкарантинной продукции».
Под особый контроль, отметил А.Мисаилов, взят ввоз предметов первой необходимости и медицинского назначения. Практически все партии такого рода товаров идут с досмотром, особенно, если импортёр – новый участник ВЭД и имеет место группа так называемых товаров прикрытия (товаров, под видом которых могут завозиться другие товарные группы).
Задержки, отмечают участники рынка, возникают при перевозке автотранспортом. По информации А.Григорова, в связи с введением мер дополнительного санитарного контроля в отношении водителей грузовиков довольно ощутимо увеличилось время доставки. Кроме того, сейчас чувствуется нехватка транспорта для доставки грузов из Европы из-за того, что многие водители не хотят туда ехать из-за опасения заразиться или попасть на двухнедельный карантин после возвращения из рейса.
«Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, растет внутрироссийский трафик, меняются логистические цепи международных перевозок», – говорит коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. «В дальнейшем, – прогнозирует она, – скорее всего, ситуация с доставкой из ЕС будет схожа с ситуацией, которая сложилась в Китае в начале года. У них были проблемы с выпуском новой продукции. При этом таможня не пропускала бОльшую часть грузов через границу. Из-за этого была небольшая просадка по количеству отправлений в феврале. Сейчас ситуация стабилизировалась».
По наблюдению А.Мисаилова, сейчас ситуация меняется: «Грузопоток в страны ЕАЭС уже сокращается. Задержки, которые наблюдались из-за введения обязательного анкетирования водителей на польско-белорусской границе в середине марта уже сошли на нет. Поляки отменили это требование. Введенный режим самоизоляции в Европе и временное разрешение перемещения грузового транспорта в выходные дни привели к тому, что дороги в Европе практически опустели. Мы видим, что сроки доставки, наоборот, сокращаются. Было бы что возить».
О том, какие изменения произошли с точки зрения таможенного оформления отдельных категорий, рассказала руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян. Так, проще и быстрее стало оформление товаров первой необходимости, перечень которых определен в письме ФТС РФ от 20.03.2020 №01-11/16506 о первоочередном оформлении товаров первой необходимости в связи с коронавирусом. К таким товарам отнесены продукты питания, антисептики, маски, салфетки, мыло и тому подобное. «Выделена горячая линия, в случае задержки в оформлении можно позвонить, и проблему решат», – говорит А.Василян.
С некоторыми товарами, наоборот, работать стало сложнее. Например, для получения преференции по стране происхождения на ряд товаров (мясо, овощи, фрукты и др.) требуется предоставление оригинала сертификата по стране происхождения по форме «А», однако это становится невозможным в связи с тем, что Торгово-промышленные палаты многих стран не работают или не выдают в бумажном виде оригинал сертификата. В итоге преференцию получить не удается.
Кроме того, некоторые категории товаров до 1 июня вывозить запрещено – их перечень определен постановлением правительства от 02.03.2020 № 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации». В список вошли респираторы, маски, бахилы, перчатки, и прочее. На международную гуманитарную помощь иностранным государствам, а также на физических лиц, которые перевозят товар для личного пользования, запрет не распространяется, уточнила А.Василян.
Что касается внутренней логистики, то, по информации Е.Шутюк, на внутрироссийские перевозки противоэпидемические меры не повлияли. Исключение составляют несколько регионов, на въезде в которые организована проверка ввозимых грузов. Например, рассказала она, 50-километровая пробка выстроилась перед Самарой. Внутри городов периодически возникают вопросы с проверкой разрешений на перемещение, которые отличаются в разных регионах. Из-за карантина в некоторых городах вводятся ограничения на авиаперевозки. Часть полетов в удаленные районы попросту отменяют. «Клиенты и получатели готовы жертвовать сроками в угоду цене, – говорит Е.Шутюк. – По их просьбам полгода назад мы успешно перевели авиаперевозки в Сибирь и на Дальний Восток на автомобильные магистральные маршруты».
Отвечая на вопрос о том, как коронавирус повлиял на грузопотоки, А.Григоров признает, что их объём изменился. «Он довольно сильно снизился в феврале и пошёл вверх в марте. В первую очередь это касается контейнерных перевозок из Китая. Автоперевозки из Европы и Средней Азии в феврале даже немного увеличились, но в марте из-за введения карантина во многих странах произошло снижение объёмов. Структура наших клиентов почти не поменялась, но происходит определённое перераспределение с точки зрения товарной номенклатуры. В последнее время мы видим увеличение спроса на доставку медицинских товаров, продуктов питания и электроники».
Говоря о перспективах развития ситуации, А.Захарян отметил: «Мы все с интересом ждем того, как будет развиваться ситуация в Китае. Например, уже сейчас ощущается первый подъем как для производств, так и для экономики страны в целом. А вот за ситуацией в США, где пик распространения инфекции все еще не достигнут, мы следим с беспокойством. Эксперты ожидают, что экономический ущерб будет схож с финансовым кризисом 2008 года, а мы должны быть готовы к тому, что оба двигателя мировой экономики — Китай и США — не смогут в течение некоторого времени работать в полную силу. Драматические новости в настоящее время поступают к нам из Индии. Там пострадало 1,3 миллиарда человек, о чем свидетельствует строгий общенациональный карантин, который продлится до середины апреля».