Новосибирский производитель литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» (проектная компания ОАО «Роснано») получил свидетельство Российского морского регистра судоходства. Это позволит использовать продукцию «Лиотеха» на судах разного класса, как в качестве источников бесперебойного питания (ИБП), так и в качестве тяговых батарей.
Как рассказали SeaNews в группе «Роснано», в России в настоящее время нет ни одного судна морского класса, где были бы установлены ИБП на литий-ионных аккумуляторах. При этом переход на передовые технологии очень важен для морского транспорта: обеспечивать бесперебойную работу морской техники за счет громоздких устройств на свинцово-кислотных аккумуляторах удается уже не всегда. Кроме того, классические свинцово-кислотные аккумуляторы требуют постоянного обслуживания. Из-за больших размеров и массы их использование в качестве накопителей энергии в судовых системах с электродвигателями бесперспективно, так как влечёт к уменьшению вместимости и грузоподъемности судна, что делает такие системы экономически невыгодными.
Новые технологии предлагают более удобные решения, как по автономности, так и по габаритам. Литий-ионные аккумуляторы запасают в несколько раз больше энергии, не требуют обслуживания, не выделяют водород, имеют больший срок службы и полностью заряжаются за один час. Все это важно при работе в условиях ограниченного пространства вдали от берега.
Другим преимуществом литий-ионных аккумуляторов является то, что они имеют широкий температурный диапазон эксплуатации — от -40 до +50 градусов. Подобное оборудование, считают в «Роснано», идеально для российского ледокольного флота.
В настоящее время «Лиотех» проходит процедуры получения необходимых сертификатов Российского морского регистра судоходства. После завершения процедур начнется внедрение высокотехнологичных решений на судах и кораблях ИБП на литий-ионных батареях.
«Литий-ионные технологии уже доказали свои преимущества на земле, очередь — за морем. «Лиотех», являясь пионером рынка электрификации наземного транспорта, надеется стать первыми и на новом, только зарождающемся рынке. В течение ближайших четырех лет в рамках госпрограммы «Развитие судостроения 2013-2030 годов» будет построено до 1325 гражданских судов и до 652 военных кораблей. По нашим оценкам, рынок может составить только в текущем году около 0,5 млрд рублей, с ростом до 0,7 млрд рублей в 2020 году», — отметил директор по проектным продажам (морской флот) «Лиотеха» Алексей Орешин.
Отметим, что подобное решение активно внедряется за рубежом. В 2009 году Mitsui O.S.K. Lines (MOL) разработала основные параметры концептов судов, оснащенных накопительными литий-ионными батареями, а в 2012 году принял в эксплуатацию первый гибридный автомобилевоз с подобным накопителем энергии. А в январе этого года Asahi Tanker совместно с японской корпорацией Exeno-Yamamizu Corporation разработали проект первого в мире танкера с полностью электрическим двигателем, где главным источником энергии будет электричество от литий-ионных батарей.