В Москве 12 декабря прошла XXII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Организатором выступил журнал «РЖД-Партнер».

Конференция открылась деловым завтраком: спикерами на нем в этом году стали доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев и профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор географических наук Наталья Зубаревич.
Оба эксперта позитивных оценок не дали. И. Николаев текущее состояние эксперт назвал предстагфляционным. «Если темпы экономического роста уходят у нас в минус или держатся на уровне около нуля, а инфляция растет, то это то, что называется стагфляцией», – объяснил он. По его прогнозам, в следующем году темпы экономического роста еще сохранятся в положительном поле, но это не очень устойчивая тенденция на будущее.
В основную программу конференции вошли пленарная сессия, где были рассмотрены самые крупные проблемы железнодорожного сегмента транспортной отрасли: это и ухудшение показателей погрузки, и влияние на отрасль мер по борьбе с «лишним» парком, и кадровые проблемы. Как отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, начавший пленарную сессию, за последние 12 лет, по его данным, железная дорога потеряла 120 млн тонн груза. Он добавил, что потери грузовой базы произошли на фоне реализации инвестпрограммы ОАО «РЖД» по наращиванию провозной способности инфраструктуры. Конкретно в 2024 году – с января по ноябрь – снижение погрузки составило 4,4%.

Более узкие, но не менее важные для транспортной отрасли вопросы участники обсуждали на отдельных дискуссиях – там были затронуты актуальные темы, связанные с цифровизацией отрасли, организацией мультимодальных перевозок, тарифообразованием, вагоностроением и вагоноремонтом. Везде эксперты и игроки рынка делились проблемными моментами, пытаясь совместно найти их решения. Так, на вагоностроителей регулирование порожнего парка со стороны РЖД оказало сильное влияние. С путей вагоностроительных заводов не могут выйти свыше 4 тыс. вагонов, заявил исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов. К слову, такая ситуация также повлияла и на работу персонала вагоностроительных заводов: «Более 23 тыс. человек могут уйти в отпуск не на 11 дней, как все мы, а уйдут уже с 16 декабря. Это необдуманные шаги владельца инфраструктуры».
Завершилась конференция праздничным предновогодним фуршетом.
Фото: РЖД-Партнер