Цены на подержанные танкеры достигли максимума за последние 15 лет, а на балкеры близки к пиковым значениям, наблюдавшимся после мирового финансового кризиса. Судовладельцы борются за весь доступный тоннаж, в результате стоимость судов со вторичного рынка приближается к ценам на новострои, сообщает Splash со ссылкой на данные Clarksons Research. С начала 2021 года цены на б/у танкеры выросли на 98%, а на балкеры – на 85%.
Как отмечают в Clarksons Research, за последние годы инвесторы могли получить огромную прибыль от вложений в крупнотоннажные нефтяные танкеры. Так, например, сегодня продажа пятилетнего танкера VLCC, купленного два года назад, который работал на спотовом рынке, принесла бы операционную прибыль в 26 млн долларов, доход от актива в 30 млн долларов, а общий инвестиционный доход составил бы 56 млн долларов. При первоначальных затратах в 70 млн долларов это означает возврат 80% средств за два года.
Цены на подержанные танкеры типоразмера Suezmax резко выросли за два последние года на фоне геополитической ситуации в мире.
Согласно отчету судового брокера Xclusiv, пятилетний танкер этого типоразмера в феврале 2022 года оценивался примерно в 47 млн долларов, а сейчас стоит 83 млн. Цены на суда возрастом 10-15 лет выросли более чем в два раза. Только за последние четыре месяца Suezmax’ы возрастом 10 и 15 лет поднялись в цен на 12% и 14% соответственно.
С октября 2023 года резко выросли цены на подержанные балкеры типоразмера Capesize. Как цены, так и объемы продаж находятся на высоком уровне. Стоимость 5-летних, 10-летних и 15-летних Capesize’ов выросла на 18%, 27% и 23% соответственно – это самый высокий уровень цен за последние пять лет. При этом в период с октября 2023 года по февраль 2024 года было перепродано 55 балкеров Capesize.
Цены на подержанные контейнеровозы на фоне ситуации в Красном море вновь укрепляются. «Продажа контейнеровоза «Starship Leo» возрастом 11 лет и вместимостью 1850 TEU за 16 млн долларов является одним из признаков высокого спроса», – подчеркивают в Braemar.
Всего за первые два месяца этого года «из рук в руки» перешло подержанных судов суммарным дедвейтом 27 млн тонн и стоимостью 10 млрд долларов. «Эти показатели позволяют предположить, что 2024 год станет рекордным на рынке продаж судов со вторичного рынка», – резюмирует Splash.
Фото: Capital Ship Management