Участники рынка отмечают существенные отличия нынешнего высокого сезона от того, что все привыкли наблюдать в прошедшие годы. Как проявляется эта нетипичность и в чем ее причины, рассказывает Николай Ольшанский, генеральный директор ModernWay.

На наш взгляд, нынешняя ситуация связана как с макроэкономическими факторами (курс рубля, повышение учетной ставки), так и с вводом большого количества провозных мощностей, в первую очередь через порты Дальнего Востока и Северо-Запада.
После окончания празднования Китайского Нового года мы ожидаем некоторого снижения объема импортных перевозок, а также незначительного уменьшения объема провозных мощностей морских линий из-за давления низких тарифов на их экономику. Дело в том, что суда многих новых перевозчиков, пришедших на российский рынок, находятся в тайм-чартере, поэтому компании не могут долгое время поддерживать свою рентабельность при падающих ставках.
В настоящее время тарифы на перевозку грузов из основных китайских портов в РФ в 2,5 раза ниже пикового уровня 2021 года и в 1,5-1,8 раза ниже средних показателей прошлого года. Однако нынешний уровень ставок по сравнению с 2019 годом (до пандемии) пока выше на 20-25%.
Прогнозировать развитие ситуации на данный момент крайне сложно, но мы ожидаем некоторого сезонного повышения ставок в преддверии Китайского Нового года – на 10-15%. Но в дальнейшем они, скорее всего, вернутся к текущему уровню либо упадут еще в пределах 10% от ноябрьских показателей.
Нужно учитывать, что на Россию также оказывает влияние ситуация на мировом рынке, связанная с низким спросом, избытком провозных мощностей и падающими ставками. Во многом это происходит из-за выхода на рынок РФ целого ряда российских и китайских морских перевозчиков, место для которых освободилось после ухода глобальных морских линий. Интерес новых компаний к российскому рынку был обусловлен его премиальностью по сравнению с рынком перевозок в Европе. Однако мы полагаем, что ставки морского фрахта могут продолжить свое снижение и достигнуть мирового уровня в следующем году.
Фото: ModernWay
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции