Порядка 30% крупнотоннажных танкеров (VLCC) с трудом будет соответствовать нормам энергоэффективности, в частности, Индексу энергоэффективности cудна (EEXI) и Индикатору интенсивности выбросов углерода (CII), пишет Offshore Energy.
Более того, 14% флота танкеров VLCC достигли возраста 20 лет и больше, а 30% – старше 15 лет. «Поскольку это самый высокий процент возрастных танкеров с 2001 года, эти суда из-за их неэффективности являются кандидатами на утилизацию в ближайшее время», – пишет издание.
При этом ожидается, что мировой спрос на нефть продолжит расти. Согласно прогнозу Управления энергетической информации (EIA, США), спрос на нефть к декабрю 2024 года увеличится на 2,8 млн баррелей в день и составит 104,6 млн баррелей.
«Портфель заказов на танкеры этого типоразмера на рекордно низком уровне, примерно около 2% от действующего флота, – цитирует издание CEO Frontline Ларса Барстада. – Хотя нефтяной рынок значительно расширился и ситуация напоминает подъем в 1980-е и 1990-е годы, портфель заказов на новые суда остается небольшим».
По данным Offshore Energy, за последние 12 месяцев в мире было заказано всего 11 танкеров VLCC, или 1% от действующего флота крупнотоннажных танкеров.
Ситуация осложняется тем, что этот сектор сталкивается с дефицитом судостроительных мощностей, которые в основном законтрактованы под строительство судов для других сегментов рынка, таких как газовозы и контейнеровозы. Первые доступные для строительства танкеров VLCC судостроительные площади, как ожидается, освободятся не ранее 2026 года, а слоты для крупных заказов появятся только к 2027 году.
Все это ведет к дефициту провозных мощностей. Чтобы удовлетворить ожидаемый мировой спрос на нефть, к концу 2024 года потребуется 92 новых крупнотоннажных танкера, но в стадии проектирования сейчас находится только 17. Кроме того, ожидается, что к 2025 году возраст уже 54 танкеров этого типоразмера достигнет 20 лет, что через год приведет к нехватке 129 судов.
По мере старения флота эффективность судов снижается, что создает проблемы. При этом Л.Барстад предположил, что возрастные ограничения, налагаемые трейдерами и национальными компаниями, могут оказаться под вопросом из-за роста фрахтовых ставок.
Фото: Shipspotting / SGshipspotter