В апреле и мае операции в рамках Черноморской инициативы по зерну замедлились, заявил на брифинге в Нью-Йорке пресс-секретарь ООН Стефан Дюжаррик.
По данным ООН, в мае из украинских портов вышло 33 судна, что вдвое меньше, чем в апреле. Только три из этих судов вышли из Южного, одного из трех украинских портов, подпадающих под действие соглашения. Общий объем экспорта в мае составил 1,3 млн тонн зерна и других продуктов питания. Это меньше половины по сравнению с предыдущим месяцем.
Черноморская инициатива, которую очередной раз продлили 18 мая, позволяет вывозить зерно на экспорт из трех украинских портов: Одессы, Черноморска и Южного. Украинские, российские, турецкие и ооновские наблюдатели проводят совместные инспекции судов, проходящих через Черное море на пути в украинские порты, а также из них.
Заключенные в июле прошлого года соглашения предполагали также возможность экспорта на мировые рынки, особенно в развивающиеся страны, удобрений из России, вывоз которых был ограничен из-за торговых ограничений, введенных в отношении РФ, и неясности с правилами применения санкционного режима.
С 24 мая количество инспекционных групп при Совместном центре было сокращено с трех до двух. Ограниченное число регистраций и сокращение числа инспекционных групп способствовали снижению среднесуточного показателя инспекций до трех. «Ситуация сложилась крайне серьезная», – утверждает Стефан Дюжаррик.
В ООН отмечают, что она стремится к тому, чтобы стороны приняли на себя обязательства обеспечить беспрепятственный доступ судов во все три порта Украины и их регистрацию, а также увеличить число ежедневных инспекций. Кроме того, в ООН надеются добиться экспорта удобрений, включая аммиак, и возобновления работы аммиакопровода Тольятти – Одесса.
В свою очередь заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин журналистам ответил, что поставки российских удобрений, включая сырье для их производства – аммиак, прописаны в обоих соглашениях, подписанных в Стамбуле 22 июля 2022 года.
Россия является одним из крупнейших экспортеров аммиака и ежегодно поставляла на мировые рынки порядка 4 млн тонн продукции через порты Вентспилс (Латвия) и Южный (Украина). Однако уже больше года наша страна не имеет возможности вывозить аммиак вообще, что является одной из причин дефицита (порядка 70%) этого ключевого сырья.
«Спустя без малого год после подписания Стамбульского «пакета» экспорт российского аммиака так и не был налажен – ни через Вентспилс, ни через Южный, – сказал С.Вершинин. – В то же время вывоз украинского зерна идет полным ходом, совокупный объем транспортированных грузов уже перевалил за 30 млн тонн».
Он добавил, что в этих условиях МИД РФ неоднократно указывало на отсутствие прогресса в выполнении Меморандума Россия-ООН, без чего продление «черноморской инициативы» нецелесообразно.
«Определили пять «системных» проблем, которые необходимо решить – переподключение «Россельхозбанка» к SWIFT; поставки запчастей; разблокирование транспортной логистики и страхования; реанимирование аммиакопровода «Тольятти-Одесса» и «разморозка» активов российских компаний, – уточнил он. – Из всех этих задач ооновцы выбрали аммиакопровод. По другим сюжетам реальных подвижек нет, как не ведется работа и по разблокированию Вентспилса».
Фото: ООН/Дункан Мур