За 10 лет мировой парк танк-контейнеров вырос в 2,5 раза. Доля танк-контейнеров в общем парке контейнеров составляет чуть более 1%, но динамика роста быстрее, чем в сегменте универсальных контейнеров. Такими данными поделился эксперт Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) АО «Газпромбанк» Кирилл Никода на конференции «TransCont», организованной в Москве Heavy World и ICF.
«Динамика роста парка танк-контейнеров демонстрирует замедление в 2020-2021 году, – сказал К.Никода. – Но мы не видим кризиса. Замедление – перед очередным скачком. Ожидания связаны с относительно консервативным прогнозом».
По его данным, на топ-10 мировых операторов танк-контейнеров приходится 36% рынка. Общее количество операторов – 230 компаний, которые управляют парком из 440 тыс. танк-контейнеров. Остальным объемом управляют грузовладельцы. «Суммарный объем мирового парка приближается к 700 тыс. танк-контейнеров, – отметил эксперт. – Это немного, всего 3% от объема контейнерной тары, но тренд гораздо сильнее».
«Масштабы мирового и российского рынка трудно сопоставлять, – отметил К.Никода. – В 2020 году российский парк составлял 24 тыс. танк-контейнеров, что больше на 7,6% по отношению к 2019 году».
Далее К.Никода рассказал о российском рынке перевозок химических грузов в танк-контейнерах. Он отметил, что такие перевозки в 2020 году практически не изменились, а общая жд погрузка снизилась. При этом объемы химической продукции практически не изменились и относительно 2019 года. «По итогам 2021 года можно ожидать рост 5%», – добавил он.
Снижение внешнего спроса из-за локдаунов и нарушений логистических цепочек в 2020 году привело к сокращению объемов перевозок в танк-контейнерах на экспорт (-12% по отношению к 2019 году), но было компенсировано поставками во внутреннем сообщении (+4%). Доля внутренних направлений по итогам 2020 года выросла с 64% до 68%. В 2021 году наиболее динамично растут отправки на экспорт. «Мы ожидаем, что по итогам года будет рост этих перевозок», – сказал эксперт.
В 2021 году наиболее востребованными в перевозках химических грузов остаются кислоты, в первую очередь серная. «Сокращение поставок удобрений в 2020 году сменилось восстановлением объемов в 2021 году. Растут перевозки стирола и фенола. После всплеска в прошлом году несколько снижаются перевозки ацетона, который применяется для производства антисептиков наружного применения», – сказал К.Никода.
Из массовых грузов с 2015 года доля перевозок каустической соды в танк-контейнерах выросла в 10 раз и уже превысила 50%. Схожая ситуация и с серной кислотой, ее контейнеризации выросла в два раза.
«Замедление роста грузовой базы и рост цен на контейнеры обострит внутрироссийскую конкуренцию, – предположил эксперт. – Ранее конкурентоспособность перевозок химических грузов в танк-контейнерах была даже на «коротком плече» – как на внутреннем, так и на экспортном направлении».
В случае введения дополнительной индексации тарифов РЖД на перевозки контейнерных грузов, а также предоставления скидок на перевозки в цистернах привлекательность отправок контейнерами может снизиться по сравнению с цистернами, считает К.Никода. «Вместе с тем преимуществами танк-контейнера остаются универсальность и возможность гибко подстраиваться под грузовые потоки», – сделал вывод эксперт.
Фото: TransCont