Важным аспектом защиты национального морского рынка труда является сохранение рабочих мест для российский моряков при работах по добыче и морской перевозке углеводородов на континентальном шельфе РФ, особенно в его арктической зоне. С учетом стратегического значения этого вида деятельности для обороноспособности и безопасности страны, применение в этой зоне труда иностранных моряков вне зависимости от их национальной принадлежности должно быть исключено, заявил председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков в ходе прошедшего в Петербурге 9-го съезда РПСМ.
«В 2017 году президент РФ совершенно четко сказал: на российском Севере, на Севморпути должны работать суда, построенные в РФ, под российским флагом, с российскими экипажами, – сказал Ю.Сухоруков. – Были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания, была принята статья о каботаже, принято распоряжение правительства РФ о том, что 29 судам под иностранным флагом разрешено работать на Северном морском пути. Эти суда получили право работать там до 2018 года».
Ю.Сухоруков отметил, что РПСМ категорически против такого подхода. «На этих судах работают иностранные моряки, – сказал он. – Да, есть случаи, когда эти компании переманивают российских моряков. Это топ-офицеры».
«Решение этого вопроса непростое, оно требует усилий и борьбы в том числе с нашими нефтегазовыми компаниями, например, «Новатэк» лоббирует свои интересы, – продолжил Ю.Сухоруков. – Понятно, что специализированного флота не хватает для работы в Арктике. Арендуется зарубежный флот, но у них свои задачи: они зарабатывают деньги. Если кто-то хочет работать у нас, пожалуйста: регистрируйте свои суда под российским флагом, нанимайте российских моряков».
Ю.Сухоруков подчеркнул, что «кампания уже началась». «Она полностью корреспондируется с призывом президента: перевозка добытых углеводородов должна осуществляться на судах российских судовладельцев, построенных в нашей стране, с российским экипажами на борту».
В завершение председатель РПСМ отметил, что есть и положительный опыт, например, «Совкомофлот», который постепенно переводит часть своего флота из-под иностранных флагом под российский. «И эти суда работают в Арктике, на Севморпути», – сказал Ю.Сухоруков.