Из-за простоев на границе ежедневно российские перевозчики теряют в среднем 40 млн рублей только на МАПП «Забайкальск – Маньчжурия», сообщили SeaNews в ПЭК со ссылкой на собственные данные и информацию транспортно-логистических компаний «Рустранс-Спедишн», «Куб Логистик» и «Шатл-Логистик».
«Каждый день это дополнительные расходы на фонд оплаты труда водителя, его проживание и питание, стоимость топлива и размещение груза на СВХ. Один день простоя фуры на границе обходится «Рустранс-Спедишн» в среднем в 500 евро или 40 тыс. рублей. Более 100 машин на протяжении трех недель не могут пересечь МАПП «Забайкальск–Маньчжурия»», – цитирует ПЭК генерального директора ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратия Гайкевича.
Сама ПЭК оценивает убытки от простоев в 5 долл. за 1 куб. м груза. «Если в еврофуре грузоподъемностью 20 тонн разместить, например, 84 куб. м груза, то убыток составит в среднем 420 долларов, или 29,7 тыс. рублей», – сделали расчет в компании.
В ПЭК подчеркивают, что задача компании — доставить «от двери до двери». Но сумма не учитывает простои на первой и последней миле, а также хранение на СВХ. Расходы по этим категориям варьируются в зависимости от направления доставки и времени в пути.
«При этом каждый день содержания груза на складе временного хранения в специально выделенном помещении для товаров, перемещаемых через таможенную границу, стоит около 10 тыс. рублей», – добавляет генеральный директор «Шатл-Логистик» Никита Казаринов.
По официальной информации Дальневосточного таможенного управления, на конец октября на МАПП «Забайкальск – Маньчжурия» в среднем находилось 200 фур. Однако транспортно-логистические компании приводят другие данные.
По данным представительства ПЭК в Китае, въезда через международный автомобильный пункт пропуска ожидали почти 1 тыс. большегрузов. Эту информацию подтвердили и в «Рустранс-Спедишн».
«Дело в том, что все 1 тыс. грузовиков не находятся на границе, а рассредоточены по территории поселка Забайкальск, население которого в 18 раз меньше, чем в подмосковных Мытищах. Они припаркованы на стоянках, у придорожных кафе, на обочинах», – пояснил директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.
То, что очереди на погранпереходах между Россией и Китаем только увеличиваются, подтвердил также Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП).
«Ситуация достаточно сложная, особенно для всей отрасли пищевой продукции. Некоторые члены РАСПП жалуются на то, что продукция простаивает и отдельные партии проверяются Государственным таможенным управлением по 2-3 месяца. Это связано с позицией китайских властей по нулевой терпимости к COVID-19: все проверяют очень внимательно, чтобы избежать новых локальных вспышек. Китайских коллег можно понять, но в итоге такая позиция парализует торговлю», — отметил президент РАСПП Виталий Манкевич.
Помимо ограничений, введенных китайской стороной из-за новой волны пандемии, сыграл роль и сезонный фактор, считают перевозчики. «Еще один фактор — сезонное увеличение грузопотока в преддверии новогодних праздников», – говорит директор филиала ПЭК в Китае А.Музеев.
Еще одна причина регулярного возникновения очередей — недостаточная пропускная способность пунктов пропуска.
««Забайкальск – Маньчжурия» — один из крупнейших погранпереходов между Россией и Китаем. Необходимо расширить его пропускную способность, которая, по данным ДВТУ, сейчас составляет 360 грузовиков в день. А на деле МАПП может принять в день до 200 большегрузов, после этого количества начинают образовываться заторы. Также важно перевести переход в круглосуточный режим работы, причем как с российской, так и с китайской стороны. Это позволит проходить границу быстрее, не создавая заторов», — считает К.Гайкевич.
20 октября правительство Забайкальского края направило в ФТС предложение ввести электронную очередь, чтобы сократить количество ожидающих автомобилей на самой границе. Завершить реконструкцию погранперехода предполагается к 2024 году.
Необходимо провести реконструкцию этого и других погранпереходов с автомобильными пунктами пропуска в более ранние сроки, убежден А.Музеев. «Только увеличение пропускной способности позволит кардинально решить проблему заторов на границе России и КНР».
А пока фуры продолжают стоять в пробках, и ситуация систематически обостряется каждые один-два месяца, констатируют представители бизнес-сообщества.
«Сейчас один раз в двое суток КНР выдает квоты на 150 автомобилей для въезда в страну», – говорят в ПЭК.
«Забайкальск — Маньчжурия» — не единственный автомобильный погранпереход, где очереди стали уже скорее традицией. Регулярные заторы, отмечают перевозчики, возникают на МАПП «Пограничный — Суйфэньхэ» и «Полтавка — Дуннин».
По информации директора по транспорту компании «Куб Логистик» Алексея Шляхова, в районе погранперехода в поселке Пограничный на конец октября находилось около 250-300 грузовиков. Около 50 рефрижераторов стояло на частной стоянке около погранперехода, еще 200 — в очереди вдоль трассы.
Можно, добавили в компании, не стоять в «живой» очереди, а подать сведения о полуприцепе инициативной группе водителей и отслеживать информацию о времени пропуска через границу по телефону. «Но, независимо от способа, сейчас тягач совершает один рейс в 20-30 дней. У рефрижераторов ожидание составляет не менее 2 недель. Только создание электронной очереди позволит всем участникам рынка быть в равных условиях, и избежать простоев автотранспорта в многодневных очередях», – убежден А.Шляхов.
«Из-за простоев на границе сроки доставки грузов из Китая автомобильным транспортом выросли в среднем на 30-40 дней», –говорят в «Рустранс-Спедишн». А в ПЭК уточняют: «При использовании маршрута через на МАПП «Пограничный — Суйфэньхе» — в среднем на неделю. Через МАПП «Забайкальск — Маньчжурия» в 3 раза: в среднем с 20 до 60 дней».
«Заторы на границе уже привели к росту стоимости различных категорий продукции. По данным Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей, за последние 3 месяца только позиции сельского хозяйства выросли в цене на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина — отсутствие гарантий поставок», – резюмируют в ПЭК.