Министерство транспорта РФ разработало проект приказа о внесении изменений в приказ №247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Проект соответствующего приказа Минтранса размещен на федеральном портале проектов нормативных актов. Документ находится на стадии публичного обсуждения (продлится до 24 августа) и антикоррупционной экспертизы.
Согласно проекту, основные изменения, которые предполагается внести в действующую Типовую схему, утвержденную приказом Минтранса от 22 декабря 2009 года №247, касаются вопросов контроля в области обеспечения качества зерна и обращения с пестицидами (напомним, Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» был принят в конце 2020 года. В этом году был утвержден перечень пунктов пропуска, через которые разрешен ввоз пестицидов и агрохимикатов).
Иных изменений в Типовую схему пока не предусмотрено.
В Национальной Ассоциации морских агентов считают, что Типовая схема нуждается в гораздо более кардинальных изменениях – и объяснили, почему.
Во-первых, Типовая схема не была совершенна и на момент ее принятия.
Во-вторых, с 2009 года многое изменилось и в законодательном плане, и по жизни.
С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС – Типовая схема его требований не учитывает.
В этом году были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся полномочиям администраций морских портов и капитанов портов. Это тоже требует отражения в новой редакции Схемы.
Распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2016 года №1981-р был принят к обязательному использованию Комплекс программных средств Портал «Морской порт», подразумевающий взаимодействие государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ и обмен между ними и заинтересованными лицами информацией в электронном виде – в Схеме это не отражено. «Распоряжениями Правительства, – напоминают в НМА, – всем контрольным органам, в том числе Росморречфлоту, было предписано обеспечить использование комплекса программных средств Портал «Морской порт», а воз и ныне там. ГКО и Росморречфлот продолжают работать по своим схемам («Портал «Морской порт» и «Информационная система портового контроля»), и морские агенты вынуждены вводить информацию о всех заходящих и отходящих из портов судов в обе системы. Взаимосвязи между информационными системами нет».
В 2019 в рамках административной реформы Был введен механизм «регуляторной гильотины», в период действия которого требования нормативно-правовых актов, которые не были пересмотрены в 2020 году (а приказ №247 по морским пунктам пропуска входил в перечень таких нормативно-правовых актов), с 1 января этого года перестали быть обязательными к исполнению.
Ограничения, введенные в морских портах в связи с ковидом и предполагающие максимальный переход на бесконтактные схемы коммуникации (и, соответственно, на безбумажный документооборот), показали, что Типовая схема в безбумажном варианте не работает, поскольку не все государственные контролирующие органы, работающие в морских пунктах пропуска, в полном объеме освоили безбумажный документооборот.
Нерешенным остается и больной вопрос всех агентов и участвующих в комиссиях пограничников, таможенников, санитаров и ветеринаров – обеспечение доставки на судно представителей государственных контрольных органов. Обязательная доставка членов комиссии на судно силами судовладельцев была отменена Верховным судом РФ еще в 2016 году (решение от 17.00.2016 №АКПИ16-907), однако на практике, поскольку сотрудники ГКО, проводящие контроль на судах, служебным транспортом не обеспечены, агентам ничего не остается, как возить их самим – либо оплачивать такси. В НАМА считают, что это создает предпосылки для возникновения коррупционной составляющей. «Пропуск транспортных средств через государственную границу осуществляется государством в лице компетентных государственных органов и не может быть обеспечен обязательным предоставлением услуг частными лицами», – процитировали в Ассоциации решение Верховного суда.
Свои предложения по внесению изменений в Типовую схему Национальная Ассоциация морских агентов направила в Минтранс еще в 2019 году. В 2020 году вопрос о пересмотре приказа №247 дважды выносился на обсуждение Рабочей группы водного транспорта по реализации механизма «регуляторной гильотины», и проект приказа был согласован при том условии, что в Типовой схеме будет использоваться единая информационная система для передачи документов и сведений от судовладельцев (морских агентов) всем государственным контрольным органам и об обязательном совмещении грузовых и контрольных операций при прибытии и отходе судов, а также учтены другие замечания и поправки.
Кроме того, привести Типовую схему в отвечающее современным реалиям состояние не удастся, не внеся предварительно изменения в напрямую связанный с ней приказ Минтранса от 26 октября 2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».
По мнению НАМА, содержащийся в приказе №463 перечень документов и сведений, подаваемых в ГКО судовладельцами и их представителями, является избыточным и нуждается в корректировке. В существующем виде оба приказа (№463 и №247) морально устарели, противоречат постановлениям Правительства РФ, интересам развития морских портов и препятствует межведомственному взаимодействию государственных контрольных органов в морских пунктах пропуска, подчеркнули в НАМА.
С проектом приказа Минтранса можно ознакомиться в прилагаемом файле.
Проходят годы. Появился электронный документооборот в Таможенном Кодексе ЕАЭС, за ним обязательное предварительное информирование о прибытии товаров водным транспортом, за ними известная информационная система ФТС России «Портал «Морской Порт» с усиленными квалифицированными электронными подписями и много чего еще. Но все это проходит мимо морских портов России Типовая схема государственного контроля в морских пунктах пропуска с 2009 года практически не меняется. Все нововведения прошли мимо нее. Она отражает рудиментарный порядок государственного контроля прошлого века, основанный на проверке бумажных документов. Еще больше дикостей прописано в приказе Минтранса России №463 «Об утверждении Общих правил плавания судов в морских портах РФ», в соответствии с которым морской перевозчик при КАЖДОМ прибытии в российский порт скнирует 34 бумажные формы документов(!) и загружает их в информационную систему Государственного портового контроля (ИСГПК), а при КАЖДОМ убытии — сканирует и загружает 39 бумажных форм.И этот порядок тесно связан с Типовой схемой. Однако вот приказ 247 как-то «обновляется», а до 463 приказа в Минтрансе России еще руки не дошли.