О том, насколько Россия готова к аудиту Международной морской организации, на примере порта Мурманск рассуждает капитан дальнего плавания, инженер по организации перевозок и управлению на морском транспорте, юрист, почётный работник морского флота, ветеран труда Евгений Селюков.
27 марта 2020 года, выступая с докладом на расширенном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Росморречфлота, заместитель министра транспорта России Юрий Цветков сообщил пренеприятное известие: к нам едет ревизор. Ревизор из Международной морской организации (IMO).
Юрий Цветков сказал буквально следующее: «В текущем году нам предстоит совместно потрудиться в рамках подготовки успешного прохождения аудита ИМО, намеченного на вторую половину 2021 года».
Согласно Резолюции IMO А.1068 (28), принятой 4 декабря 2013 года, аудит государств-членов IMO с 1 января 2016 года является обязательной процедурой.
Система проверки государств-членов IMO была разработана для того, чтобы проверить государства-члены Организации на предмет принятия и соблюдения ими международных конвенций, кодексов и иных стандартов Международной морской организации, а также каким образом эти обязательные инструменты имплементированы в национальное законодательство.
Уполномоченным органом, осуществляющим функции администрации при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области морского транспорта, является Минтранс России.
Для реализации указанных полномочий в структуре Министерства транспорта существует департамент государственной политики в области морского и речного транспорта, который координирует работу различных ведомств в отношениях с Международной морской организацией и контролирует работу постоянного представительства России при IMO.
Очевидно, что для подготовки к предстоящему аудиту ИМО под руководством данного департамента будет сформирована сборная команда, состоящая из чиновников и специалистов Росморречфлота, Госморречнадзора, Росморпорта, Российского морского регистра судоходства, администраций морских портов и т.д.
Важно отметить, что в период с 26 сентября по 7 октября 2009 года Россия успешно прошла аудит IMO в рамках Добровольной системы проверки (Резолюция А.946(23)).
Положительные результаты прохождения Россией этой проверки существенно повлияли на регулярное избрание Российской Федерации в Совет Международной морской организации по категории «А», в которую входят 10 ведущих морских держав.
Так, на 31-й сессии Ассамблеи Международной морской организации, проходившей в ноябре 2019 года, Россия в очередной раз переизбрана в Совет ИМО по категории «А».
Из 174 государств-членов IMO Российская Федерация в первой десятке. Данный факт подтверждает весомый вклад России в развитие международного мореплавания и её значение как одной из ведущих морских держав.
Поэтому результаты прохождения аудита IMO в 2021 году являются очень важными для Российской Федерации.
Следует полагать, что аудиторы IMO будут работать в Москве и в некоторых, по их выбору, морских портах.
С большой долей вероятности можно предположить, что аудиторы IMO приедут с проверкой и в морской порт Мурманск. Самолётом туда из Москвы чуть больше двух часов лёту.
В первую очередь их будет интересовать имплементация Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) в национальное законодательство Российской Федерации и как этот Кодекс реализуется на практике.
В частности, имплементация главы ХIV «Меры безопасности для судов, эксплуатирующихся в полярных водах» Международной конвенции СОЛАС 74 с поправками и поправок к приложению к протоколу 1978 года к Международной конвенции МАРПОЛ 73, придающих обязательный характер положениям Полярного кодекса, относящимся к охране человеческой жизни на море и защите окружающей среды.
На рейдовых перегрузочных комплексах в акватории морского порта Мурманск как раз обрабатываются морские танкеры, совершающие плавание в полярных водах.
Морской порт Мурманск является базовым портом для гражданских атомных судов и, наверное, у аудиторов IMO будут вопросы, как исполняются в порту положения главы VIII «Ядерные суда» Международной конвенции СОЛАС 74 с поправками.
В морском порту Мурманск осуществляется перевалка угля, железорудного концентрата, минеральных удобрений, и представляется, что аудиторы IMO проверят, применяется ли там Международный Кодекс морской перевозки навалочных грузов (IMSBC Code), в том числе Свод правил по безопасной погрузке и разгрузке навалочных грузов (Код BLU).
В период с 2010 по 2012 год Россия присоединилась к четырём важным международным инструментам: Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года., Приложению VI к Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.
Возможно, аудиторы IMO проверят, находят ли применение положения упомянутых международных инструментов в морском порту Мурманск.
И это далеко не все темы, которые могут заинтересовать аудиторов IMO при проведении проверки в 2021 году в Мурманске.
Руководству ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики», Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт», капитану морского порта Мурманск необходимо учесть, что с проверкой приедут не дилетанты, которым можно «вешать лапшу на уши». С января 2016 года аудиторы IMO уже приобрели достаточный опыт при проведении проверок государств-членов IMO. В Мурманск в 2021 году приедут профессионалы.
Есть ещё одно важное замечание, касающееся информации о портовых гидротехнических сооружениях в морском порту Мурманск. В рамках Международной морской организации создана и эффективно работает Глобальная интегрированная система информации о судоходстве (ГИСИС). В частности, в ГИСИС имеется информация о портовых гидротехнических сооружениях в морских портах Российской Федерации,
Россия, как и все государства-члены IMO, должна предоставлять в ГИСИС проверенную и достоверную информацию, в том числе и о портовых гидротехнических сооружениях в морских портах Российской Федерации.
Посмотрим информацию в ГИСИС о портовых гидротехнических сооружениях в морском порту Мурманск. Оказывается, на рейде морского порта Мурманск в качестве танкера-накопителя в настоящее время стоит танкер «Белокаменка». Производится приём, хранение и отгрузка сырой нефти с танкера «Белокаменка» на морские танкеры-отвозчики. Однако вспомним – ещё 22 ноября 2015 года танкер «Белокаменка» покинул акваторию морского порта Мурманск, а 2 декабря 2015 года на рейде порта Киркинес сменил российский флаг на флаг Багамы.
По информации из ГИСИС, в морском порту Мурманск продолжает работу нефтяной терминал ООО «Тангра-Ойл», который осуществляет перевалку мазута на танкера. На самом деле 5 декабря 2012 года ООО «Тангра-Ойл» прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В то же время, в акватории морского порта Мурманск активно работают рейдовые перегрузочные комплексы по перевалке сырой нефти и нефтепродуктов «РПК Норд» и РПК «ЛК Волга», а также построен временный РПК в Кильдинском проливе для перевалки сжиженного природного газа (СПГ), о которых в ГИСИС нет никакой информации.
Вопрос к чиновникам департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России: Вы зачем предоставляете недостоверную информацию в ГИСИС и тем самым вводите в заблуждение Международную морскую организацию? Как вы собираетесь проходить аудит IMO в 2021 году, дамы и господа?
2 июля 2020 года состоялось 41-е заседание Экспертного совета капитанов морских портов, который является консультативным органом Федерального агентства морского и речного транспорта. С докладом о подготовке Росморречфлота и подведомственных организаций к прохождению аудита в рамках Системы проверки государств-членов IMO выступил исполняющий обязанности начальника Управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Панкрашкин. Он заявил, что принято решение перейти к активной фазе подготовки Росморречфлота и администраций морских портов к аудиту Международной морской организации.
Не поздно ли спохватились, господа? На всё про всё остался всего один год.
Например, Украина в июне 2018 года успешно прошла аудит в рамках Системы проверки государств-членов IMO, а активная фаза подготовки к аудиту началась там ещё в конце 2015 года, примерно за 2,5 года до начала проверки. Но, как говорится, жираф большой, ему видней.
На основании Резолюции А.1068(28) все проверки выполняются в соответствии с Рамочными принципами и процедурами Системы проверки государств-членов IMO. Стандартом проверки является Кодекс по осуществлению документов ИМО (Кодекс ОДИ).
Как говаривал Н.С.Хрущёв на ХХII съезде КПСС: цели ясны, задачи определены. За работу, дамы и господа!
Капитан дальнего плавания, инженер по организации перевозок и управлению на морском транспорте,
юрист, почётный работник морского флота, ветеран труда Е.В.Селюков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
В связи с пандемией сроки проведения аудитов государтсв-членов ИМО были перенесены на 1 год. Аудит Российской Федерации на данный момент запланирован на 2022 г.