В 2019 году в азиатских водах было погибло 14 крупнотоннажных судов, что составляет 33% от общего числа погибших судов во всем мире. Однако общие крупные потери в судоходстве за прошлый год находятся на рекордно низком уровне, сократившись на 20% по отношению к 2018 году. Такие данные приводит в своем отчете специализированная страховая компания Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS).
В 2019 году по всему миру был зарегистрирован 41 случай гибели судов, а в 2018 году – 53. Этот показатель примерно на 70% ниже показателя 2010 года. С начала 2010 года в общей сложности было объявлено о гибели более чем 950 судов. Главными причинами улучшения показателя за последние два года эксперты из AGCS считают подготовку кадров и технический прогресс.
Согласно отчету, больше всего судов погибло в регионе Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин. В 2019 году там погибло 12 судов, а за последние 10 лет – 228 судов, то есть практически каждое четвертое судно. В регионе Японии, Южной Кореи и Северного Китая погибли два судна, а с 2010 года – 104. И это третий показатель в мире по количеству потерь.
Главным образом на причины гибели судов влияют погодные условия, возраст судов, оживленность морских путей, а также проблемы на внутренних паромных маршрутах. Однако с 2018 года наблюдается глобальная тенденция к сокращению гибели судов.
Основную часть потерь составляют грузовые суда – 75%. Большинство из них погибли в водах Юго-Восточной Азии. Погодные условия стали главной причиной гибели каждого пятого судна. Согласно отчету, число полной потери автомобилевозов растет из года в год, и это уже становится проблемой. Растет число и мелких происшествий (рост на 20%).
«Вызывает беспокойство рост количества происшествий с судами ро-ро. Они более часто подвержены пожарам и проблемам с остойчивостью, – отмечают в AGCS. – Ряд исследований аварий показал, что проверка остойчивости судна перед отправлением не проводилась должным образом либо основывалась на недостоверных данных о грузе. Слишком часто коммерческие соображения угрожали судам и экипажам. Крайне важно, чтобы эта проблема решалась на берегу».
В то время как число случаев полной потери судов снижается, количество зарегистрированных инцидентов из-за поломки оборудования увеличилось на 5% по сравнению с 2018 годом. Поломка оборудования приводит к каждому третьему инциденту на море. Наиболее «горячие» регионы – это Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины (255 случаев в 2019 году, рост на 21% по отношению к 2018 году).
По итогам прошлого года на судах было зарегистрировано порядка 200 пожаров, что на 13% больше, чем в 2018 году, погибло пять человек. Как правило, главной причиной этому был неправильно задекларированный груз. В AGCS отмечают, ситуация будет только ухудшаться по мере увеличения количества судов и расширения номенклатуры грузов. Химические вещества и аккумуляторные батареи все чаще перевозятся в контейнерах, что представляет серьезную пожарную опасность в случае, если они недостоверно задекларированы или неправильно размещены в контейнере.