Copenhagen Airports, A.P. Moller — Maersk, DSV Panalpina, DFDS, SAS и Ørsted намерены реализовать проект по созданию в Дании завода по производству возобновляемого экологичного топлива, в том числе водорода, для авто-, авиатранспорта и морских судов. В частности, предприятие будет поставлять возобновляемый водород для автобусов компании Movia, большегрузов DSV Panalpina, наземного транспорта, обслуживающего аэропорт Копенгагена, возобновляемый метанол для судов Moller-Maersk и возобновляемое реактивное топливо (е-керосин) для авиакомпании SAS.
Завод будет располагаться в районе Копенгагена. Предполагается, что к 2030 году он будет производить ежегодно 250 тыс. тонн топлива. Мощность электролизера для выработки водорода оставит 1,3 ГВт. Когда завод выйдет на полную мощность, это позволит сократить выбросы CO2 примерно на 850 тыс. тонн.
Проект потребует большого объема возобновляемой электроэнергии, которую потенциально может поставлять морская ветроэнергетическая установка у острова Борнхльм.
Проект планируется реализовать в три этапа. Первую очередь планируется ввести в эксплуатацию к 2023 году. Это будет электролизер мощностью 10 МВт, производящий возобновляемый водород для заправки автобусов и грузового автотранспорта.
В рамках второй очереди предусмотрен ввод в строй к 2027 году второго электролизера мощностью 250 МВт, работающего от энергии, поставляемой морскими ветроустановками. Электролизер будет производить возобновляемые водород, метанол и реактивное топливо.
На третьем этапе к 2030 году, когда будет реализован весь потенциал морской ветроэлектростанции в Борнхольме, завод выйдет на полную мощность – 1,3 ГВт.
По информации DFDS, к 2027 году проект может потенциально заменить 5% ископаемого топлива от всего объема, используемого, например, в аэропорту Копенгагена, а к 2020 году – 30%.
Окончательное инвестиционное решение по первому этапу проекта должно быть принято уже в 2021 году, когда технико-экономическое обоснование, которое планируется провести с государственным финансированием, подтвердит жизнеспособность проекта.
«Чтобы создать концепцию возобновляемого топлива в промышленных масштабах обусловлено мощью партнерских отношений, нужно работать в партнерстве, – сказал CEO DFDS Торбен Карлсен. – Сотрудничество потребителей и производителей с научным сообществом является самым быстрым способом сделать возобновляемое топливо реальной альтернативой ископаемым видам топлива, которые сейчас используются судами и другими транспортом». Он выразил надежду, что совместная работа позволит достичь цели по снижению выбросов с морского транспорта до нуля гораздо быстрее, чем предполагалось ранее.