Единственный тяжелый ледокол США

Единственный тяжелый ледокол США

  •  Береговая охрана США располагает собственным ледокольным флотом, однако его возможности серьезно ограничены. Так, имеется лишь два ледокола тяжелого класса, и только один из них продолжает службу и может решать поставленные задачи. Это судно «USCGC Polar Star» (WAGB-10), построенное в середине семидесятых.

    Ледокол «Polar Star» и его систершип «Polar Sea» строились по проекту Polar. Его разработка осуществлялась на рубеже 60-70-х годов в интересах Береговой охраны США. Строительство судов велось на предприятии Lockheed Shipbuilding and Construction Company в Сиэтле с 1972 года.

    Закладка головного ледокола «Polar Star» состоялась в 1972 году, а в 1976 году судно передали заказчику. Второй ледокол проекта, «Polar Sea», передали Береговой охране через два года. В течение следующих десятилетий суда служили вместе, обеспечивая экономическую и военную деятельность на Тихом океане.

    В 2010 году Береговая охрана США была вынуждена вывести ледокол «Polar Sea» в резерв из-за многочисленных проблем с двигательной установкой. Головное судно «Polar Star» осталось в строю и вскоре отправилось на модернизацию. После обновления оно вернулось на службу и теперь является единственным представителем своего проекта и всего класса тяжелых ледоколов в американском флоте.

    Особенности конструкции

    «Polar Star» представляет собой судно с усиленным корпусом, комбинированной энергоустановкой и другими особенностями, характерными для тяжелых ледоколов. Ледокол имеет длину 122 м при ширине 25,5 м и осадке более 9 м. Водоизмещение – 11 тыс. тонн, максимальное – 13,8 тыс. тонн.

    Корпус ледокола построен с учетом нагрузок при проделывании проходов. Использован мощный стальной силовой набор, покрытый обшивкой толщиной 32-44 мм. Такая конструкция обеспечивает разламывание льда толщиной до 1,8 м при поступательном движении со скоростью 3 узла. Толщина льда при этом может быть до 4 м.

    По проекту ледокол имел систему балансировки, обеспечивавшую изменение крена и предотвращавшую вмерзание в лед. Она включала несколько внутренних емкостей общим объемом 133 куб. м для перекачки воды. Однако в дальнейшем система поломалась, и в ходе модернизации корабля ее убрали.

    Судно оснащено главной энергоустановкой типа CODLOG и может попеременно включать дизель-электрические или газотурбинные системы. ГЭУ включает шесть дизелей Alco 16V-251F мощностью по 3 тыс. л.с. и три ГТД Pratt & Whitney FT-4A12 по 25 тыс. л.с. каждый. При помощи редукторов мощность выдается на три гребных вала. На валах установлены гребные винты изменяемого шага диаметром 4,9 м. ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания около 28,3 тыс. морских миль.

    «Polar Star» несет четыре современные системы навигации. Они используют разные принципы работы, что позволяет эффективнее определять местоположение в высоких широтах. Также имеются все необходимые радиоэлектронные средства для наблюдения и связи.

    Судно принадлежит к Береговой охране, поэтому несет вооружение. Оно включает два крупнокалиберных пулемета и несколько винтовок и пистолетов экипажа. Рабочие и боевые возможности расширяются за счет возможности несения двух вертолетов Eurocopter HH-65A. Для различных работ в кормовой части палубы установлены два подъемных крана. Также на борту судна постоянно присутствует то или иное научное оборудование.

    Экипаж судна состоит из 140 человек, из них 15 офицеров. Обеспечивается деятельность научной группы до 33 человек и авиационной группы – 12 человек. Экипаж располагается в каютах и кубриках. На борту имеются спортзал, библиотека, фильмотека, компьютерный зал и различные средства связи, включая спутниковый телефон и собственное отделение почты.

    Ледокол на службе                                                                                                    

    Единственный тяжелый ледокол США«Polar Star» начало службу в 1976 году с базированием в порту Сиэтла и достаточно быстро показало все свои возможности и преимущества. Тяжелый ледокол регулярно выходил в море для решения различных задач в интересах разных структур. Зоной ответственности «Polar Star», а затем и «Polar Sea» стал весь Тихий океан.

    Береговая охрана США отправляла свои ледоколы в Арктику и Антарктику. Так, два судна Polar классса, имея повышенные характеристики, стали основным средством снабжения американской антарктической станции Мак-Мердо. Велась и другая деятельность, связанная с проводкой кораблей и судов военного и торгового флота через полярные области.

    Активная эксплуатация привела к постепенной выработке ресурса. В 2006 году ледоколу «Polar Star» присвоили особый статус. Новые выходы в море отменялись, и судно встало к причалу с сокращенным экипажем. Тем не менее, не исключалась возможность возвращения к полноценной службе. В 2008-2009 годах  удалось изыскать необходимое финансирование, в результате чего ледокол отправился на ремонт.

    В начале 2010 года судно встало в сухой док. Планировалось провести ремонт всех основных систем, а также заменить устаревшее оборудование современными образцами. Ремонт продолжался до конца 2012 года. В 2013 году «Polar Star» вывели на испытания, после которых ледокол вновь допустили к работе на ледовых полях высоких широт.

    Уже в январе 2014 году ледокол привлекли к реальной операции. За несколько дней до этого исследовательское судно «Академик Шокальский» застряло во льдах у берегов Антарктиды. На помощь ему вышли ледоколы нескольких стран, в ходе спасательной операции китайский ледокол «Xue Long» тоже попал в ледовый плен. 4 января к терпящим бедствие судам отправили ледокол «Polar Star». Правда, помощь уже не понадобилась – «Академик Шокальский» и «Xue Long» освободились и вышли на чистую воду до прибытия помощи.

    Несмотря на недавний ремонт, с 2017 года  «Polar Star» регулярно сталкивается с проблемами. Наиболее крупные имели место в начале 2018 года, когда во время похода отказали все газотурбинные двигатели – из-за этого ледокол потерял способность идти через льды. Через несколько дней вышло из строя уплотнение гребного вала, и в машинное отделение попала вода. Тем не менее, экипаж справился со всеми проблемами и доставил груз на станцию Мак-Мердо. В прошлом году произошел пожар в мусоросжигательной установке. Неконтролируемое горение продолжалось несколько часов, пока его не удалось потушить. К счастью, никто не пострадал, и судно не получило значительных повреждений.

    Планируемая замена

    Ледокол «Polar Star» начал службу почти 45 лет назад. Несмотря на регулярные ремонты и модернизации, судно уже выработало бОльшую часть своего ресурса. Даже его собственный экипаж уже давно без почтения отзывается о технической готовности. На фоне этого имеется не менее серьезная проблема: «Polar Star» уже 10 лет является единственным тяжелым ледоколом США.

    Необходимость замены «Polar Star» современным ледоколом очевидна, но до нее пока далеко. С 2012 года Береговая охрана США и смежные структуры изучали перспективы ледокольного флота и вырабатывали требования к новому судну. В 2017 году стартовала программа Polar Security Cutter, целью которой является разработка новых проектов для последующего строительства. В мае 2019 года был заключен первый контракт на строительство нового ледокола.

    По программе Polar Security Cutter собираются построить три тяжелых ледокола для замены имеющихся судов Polar класса. Также появятся три средних – их будут использовать вместо других судов старых типов. Головной тяжелый ледокол начнет работать только в 2024 году; два других – в 2025 и 2027 годах. До их появления «Polar Star» будет продолжать службу. Кроме того, до этого момента командование не планирует утилизировать простаивающий «Polar Sea».

    Таким образом, в настоящий момент состояние тяжелой части ледокольного флота США оставляет желать много лучшего. В строю всего одно далеко не новое судно в неудовлетворительном техническом состоянии. Его систершип уже много лет непригоден к эксплуатации и ожидает приказа на утилизацию. Замена для двух ледоколов появится только через несколько лет – да и то при отсутствии проблем на стадии проектирования и строительства.

    Тем не менее, «Polar Star» продолжает службу – и прямо сейчас везет полярным исследователям необходимые грузы.


  • Комментарии: 0

    Добавить комментарий

    Новости по теме
    03.06.2020
    Судоразделочная отрасль Индийского субконтинента начинает проявлять признаки оживления: ожидается, что верфи, специализирующиеся на утилизации […]
    29.06.2020
    В Санкт-Петербурге спустили на воду электрический катамаран «Эковольт», использующий литий-ионные аккумуляторы. Судно, предназначенное для […]
    30.10.2020
    Тяжеловесное крановое судно «VB 10 000» прибыло к автомобилевозу «Golden Ray», который перевернулся у […]
    06.02.2020
    Современные суда имеют срок службы от 25 до 30 лет, после чего их эксплуатация может […]
    02.04.2020
    Японские судостроительные Imabari Shipbuilding и Japan Marine United (JMU) объявили об объединении судостроительных активов […]
    01.04.2020
    Южная Корея отвергла обвинения Японии в том, что нарушила правила Всемирной торговой организации (ВТО), […]
    21.10.2020
    Корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering разработала робота с искусственным интеллектом. Он получил имя […]
    21.05.2020
    Венесуэльская армия будут сопровождать иранские танкеры, доставляющие топливо в республику, которая сейчас испытывает  его  […]
    24.03.2020
    В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире и для обеспечения бесперебойной работы судов […]
    27.04.2020
    На Восточно-Мессояхском месторождении (ЯНАО, Гыданский полуостров) успешно прошли испытания беспилотных грузовых автомобилей КАМАЗ, которые […]
    20.11.2020
    Британская International Nuclear Services (INS) утилизирует судно по перевозке радиоактивных материалов. «Oceanic Pintail» дедвейтом […]

  • Войти