Что помешало эффективной работе морского флота в 2018 году? Такой вопрос для голосования был предложен участникам панельной дискуссии «Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры» в ходе 12-го Межуднародного форума и выставки «Транспорт России» в Москве.
Участникам дискуссии было предложено несколько вариантов ответа:
- доступ к грузовой базе;
- конкурентные преимущества судов под иностранными флагами;
- недостаточные защитные меры для российского флота в национальном законодательстве;
- административные барьеры, избыточные, дополнительные, дублирующие требования национального законодательства;
- ужесточение экологических требований к судоходству;
- отсутствие современных технологий.
42% участников дискуссии отметили вариант «административные барьеры, избыточные, дополнительные, дублирующие требования национального законодательства». Прокомментировать результаты голосования модератор дискуссии ведущая телеканала «Россия 24» Эвелина Закамская попросила помощника президента РФ Игоря Левитина.
«Я тоже выбрал это вариант, – сказал он. – Считаю, что нам необходимо управление сделать проще, понятнее и повысить ответственность на каждом уровне. Если мы уберем [барьеры] до 20%, значит, увеличим грузовую базу».
«Административные барьеры стали избыточными не в последний год. Что же мешало устранить их до настоящего времени?» – спросила И.Левитина модератор. По мнению помощника президента, проблема, прежде всего, в законодательной базе. «Мы настолько усложнили требования к своим же судам, владельцам, требования к портовым сооружениям. Транспортная безопасность тоже добавила очень много сюда таких сложных эпизодов, которые могли многие вопросы снять. Поэтому я считаю, что нам необходимо поработать с этим пунктом. Мы хотим делать все быстро и лучше, но не всегда получается», – резюмировал И.Левитин.
Стоит отметить, что 18% участников дискуссии считают, что эффективной работе морского транспорта отсутствие современных цифровых технологий, 15,6% – конкурентные преимущества судов под иностранными флагами.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Бывшие руководители транспортной отрасли М.Соколов, В.Олерский и В.Клюев на заседаниях сессии Международной морской организации ИМО в Лондоне лично голосовали за сокращение количества документов и упрощение бюрократических процедур. При этом в своей родной стране ими введены «дикие» избыточные требования к морским перевозчикам в соответствии с Приказом Минтранса России №463 от 26 октября 2017 года «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним».
Упомянутый приказ Минтранса России увеличивает количества документов, требуемых морской администрацией при оформлении прихода судна в порт с 29 до 34, а при оформлении отхода судна с 26 до 39 (!) При том, что указанные требования прямо противоречат международной Конвенции ФАЛ об упрощении международного морского судоходства, требования которой «обязательны для исполнения судами независимо от их национально й и ведомственной принадлежности».
В ответ на запрос Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга о причинах внезапного ужесточения бюрократических процедур Минтранс России в письме исх. №05-205-ПГ от 05.10.2018 разъяснил: «Конвенция по облегчению международного судоходства носит рекомендательный характер и не может учитывать особенности законодательства Российской Федерации». Вот так.
Поэтому теперь интересно, среагирует ли Минтранс России в ответ на заявление помощника президента И. Левитина о “проблемах в законодательной базе” и “необходимости «поработать с этим пунктом”? Ведь заявление Игоря Евгеньевича тоже носит «рекомендательный характер». А российское чиновничество – народ тертый.