По информации правительства Ленинградской области, «ЛУКойл» заявил о заинтересованности в строительстве сухогрузного терминала по перевалке кокса, угля и окатышей в Высоцке. Предполагается, что планируемый грузооборот терминала «СПК Высоцк» на первом этапе реализации к 2021 году составит порядка 7 млн тонн в год, при выходе на полную мощность грузооборот должен увеличиться до 15 млн тонн.
«Создание современного перевалочного комплекса обеспечит дальнейшее развитие портовой инфраструктуры Ленинградской области и Северо-Запада в целом. Уже сегодня в стране отмечается дефицит мощности перевалки угля и нефтяного кокса при поставках на экспорт. Кроме того, «Высоцк» уже оснащен необходимой инфраструктурой, что позволит инвестору реализовать проект, оптимизируя затраты», – отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Отметим, что в порту Высоцк перевалку угля осуществляет ООО «Порт Высоцкий». По итогам 2018 года компания отгрузила 7,9 млн тонн угля, на 10,7% больше, чем в 2017 году. У «ЛУКойла» в Высоцке работает терминал «РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ-II», специализирующийся на перевалке нефтепродуктов. В 2018 году грузооборот терминала составил 10,9 млн тонн, на 4,6% больше, чем годом ранее.
В связи с новым проектом встают как минимум два вопроса – найдется ли достаточно груза для нового терминала и хватит ли пропускной способности железной дороги, чтобы этот грузопоток обеспечить.
Согласно данным министерства энергетики РФ, в 2018 году добыча угля в России составила 442,2 мл тонн – это на 1,93% больше показателя 2017 года. На экспорт было отправлено 199,3 млн тонн (+1,14%).
При этом существенный объем российского угля по-прежнему проходит через порты Латвии. Так, Вентспилс перевалил в2018 году 5,2 млн тонн угля – на 12,3% больше, чем годом ранее. Рига увеличила оборот угля на 20,8% до 14,2 млн тонн. Таким образом, потенциальные объемы для загрузки будущих терминалов за счет переориентации потоков имеются – а озвученную много лет назад на государственном уровне задачу по переориентации российских грузов на российские порты никто не отменял.
На «РПК Лукойл-II» нефтепродукты для дальнейшего экспорта доставляются на терминал двумя путями – в цистернах по железной дороге и танкерами типа «река-море». Но доставка водным путем осуществляется только в период летней навигации, основная часть нефтепродуктов поставляется на терминал по железной дороге. «Порт Высоцкий» принимает уголь исключительно по железной дороге.