Пулинг многооборотной тары в России пока широко не применяется. Что это за технология, как она работает, в чем ее плюсы и минусы и когда ее использование целесообразно, SeaNews рассказал коммерческий директор ООО «Евросиб-Логистика» Александр Михайлов.
Александр Валерьевич, в двух словах, что такое пулинг?
Пулинг многооборотной тары – это специально разработанный замкнутый логистический цикл, включающий в себя предоставление в долгосрочную аренду различного вида тары, а также оказание сопутствующего сервиса. Сервис может включать в себя транспортировку тары, подачу ее на погрузку, складирование, учет, очистку, ремонт и другие операции, которые согласуются отдельно в рамках договора пулинга.
Многооборотная тара, в первую очередь, представлена металлическими и пластиковыми контейнерами различной емкости, а также паллетами, которые могут быть деревянными или пластиковыми. Контейнеры в свою очередь могут быть складными, что очень удобно при порожней транспортировке, и нескладными, что больше подходит для внутризаводских процессов, где складываемость не является важным критерием. Металлические и пластиковые контейнеры могут использоваться как в крупном промышленном производстве, где, как правило, применяется большие складываемые контейнеры ёмкостью от одного кубического метра. Их используют для поставок сырья и для вывоза готовой продукции. Это могут быть вещества различной природы – жидкие, твёрдые и даже химические. Также существуют контейнеры меньших размеров, которые используются в большей степени в FMCG. Они могут применяться как при распределении товаров от оптовых складов до сбытовых точек, так и непосредственно при выкладке товаров в магазинах, что часто мы видим в продуктовых сетях.
Сколько живет такая тара, за какое время она себя отбивает?
Конечно, вопрос срока жизни и окупаемости зависит от нескольких параметров – от типа тары, количества циклов, объема парка данной тары, логистического плеча, стоимости аренды тары в сравнении со стоимостью одноразовой упаковки. Всё это в целом складывается в сложную математическую модель, которая и определяет эффективность применения. Если исходить из нормативных сроков службы данной тары, то производители обычно ориентируют на 1000 циклов сборки и разборки. Но это не является пределом, как правило, тара служит намного дольше, особенно при соблюдении правил обращения и бережливом использовании.
Если говорить про окупаемость, то опять же в зависимости от сложности процесса сроки будут варьироваться. Мы оцениваем окупаемость многооборотной тары в диапазоне 2-3 года.
В каких отраслях может применяться такая тара? В каких случаях целесообразно использовать многооборотную тару, а когда одноразовую упаковку?
Сферы применения многооборотной тары достаточно разнообразны – это и запчасти, и сырье, и наливные грузы. Исторически в мире уже сложились определенные сферы, в которых многооборотная тара применяется чаще всего. Это automotive, где она используется для перевозки запчастей и компонентов как в нуждах производства, так и на этапе реализации. Также многооборотная тара очень часто применяется в ритейле, а также пищевой промышленности, строительной и фэшн-индустрии. Среди других отраслей стоит отметить нефтехимию, где тара используется для транспортировки каучука и прочих полимеров, и даже жидких сред.
Наиболее актуально применение тары в цикличных логистических схемах, при транспортировке грузов, требующих сохранности от механических повреждений, а также на коротких плечах с большим количеством циклов, что характерно при построении локальных распределительных сетей.
Если сравнивать многооборотную тару с одноразовой упаковкой, то вторая будет актуальна при редких и разовых отправках, особенно на дальние расстояния, когда возврат порожней тары будет перевешивать выгоды от её применения.
Насколько широко многооборотная тара используется в России, в каких отраслях и на каких направлениях перевозок?
Изучив данную тему изнутри и проведя первые переговоры, мы отметили, что применение многооборотной тары в России находится в начальной стадии. Какие-то компании, особенно с зарубежным участием, используют её во внутризаводских циклах и при поставках сырья. Некоторые вывозят готовую продукцию на экспорт.
Конечно, влияние Запада здесь заметно, и чаще всего применение тары связано либо со стандартами головной компании, либо с требованиями иностранного заказчика, который закупает продукцию, произведенную в нашей стране.
Из наиболее часто встречающихся примеров – это, конечно же, автомобильная промышленность, где автогиганты обладают большим и разнообразным парком многооборотной тары как металлической, так и пластиковой. Они поэтапно шли к этому, снижая собственную себестоимость и уменьшая объемы утилизируемой одноразовой упаковки.
Также многооборотная тара часто применяется при перевозках каучука и химических полимеров, где предъявляются особые требования по сохранности груза и недопущению его порчи в процессе транспортировки. Мы встретили несколько примеров использования такой тары в сбытовых сетях, здесь её применение обосновано цикличностью.
Растут ли объемы и популярность этой услуги?
Следуя примеру европейских стран, все больше российских компаний отдает предпочтение экологически чистым производствам, использованию многоразовой упаковки, чтобы содержать окружающую среду в чистоте. В связи с этим мы видим большие перспективы развития рынка многооборотной тары в России.
Такая тара уже имеет активное применение в пищевой промышленности, где крупные производители используют ее для доставки мяса, молочных, хлебобулочных изделий в розничные сети. В схожем направлении начинают двигаться предприятия других отраслей.
«Евросиб» работает с возвратной тарой начиная с 2012 года. Оборот ежегодно растет на 15–20%, в 2017 году он составил порядка 130 тыс. единиц. Многооборотная тара в наших проектах использовалась и используется преимущественно в международном сообщении для экспорта продукции крупных химических компаний в Европу. Теперь мы хотим развивать логистику с ее применением внутри страны.