Как развивается российский рынок рефконтейнеров, нужны ли этому сегменту субсидии от государства, что зависит от логистических операторов и за счет чего удается удержать старых клиентов и привлечь новых, а также о планах на будущее и новых маршрутах в интервью SeaNews рассказал директор по развитию компании «Полярная звезда» Антон Востриков.
Какова на сегодня емкость рынка рефконтейнеров по России и на международных направлениях? Каковы темпы и прогнозы роста рынка?

За последние два года отечественные рефоператоры из исключительно российских компаний стали международными, уход западных линий сильно помог нам развиться. Весной 2022 года начались первые отправки в Китай, Вьетнам. А сейчас через Владивосток соединяем Россию со всеми странами Юго-Восточной Азии – от Японии на севере до восточного побережья Индии на юге. Через Новороссийск и Санкт-Петербург активно развиваем отношения с арабским миром, начали налаживать перевозки из Латинской Америки, в перспективе планируем выйти на рынок Африки (не считая Египта, из которого мы уже возим).
Импорт фруктов, овощей, бытовой химии и косметики продолжает расти. Если раньше эти товары перевозились морскими линиями недружественных стран, сегодня они переключаются на отечественные линии и отправки по железной дороге. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, можно сказать: емкость рынка ничем не ограничена, но оценить ее сложно. Данный сегмент растет многие годы подряд и, надеюсь, продолжит развиваться и в дальнейшем. Весь объем российского рынка рефконтейнеров, по оценкам АСОРПС, составляет порядка 15 тысяч единиц.
О дефиците рефконтейнеров на рынке речь тоже не идет, рынок достаточно сбалансирован. Компания «Полярная звезда» развивается эволюционно, по мере развития мы докупаем контейнеры, чтобы не создавалось дефицита.
Какие грузы и на каких направлениях перешли с других видов транспорта на рефконтейнеры? По каким грузам и на каких направлениях наблюдается наиболее существенный рост?
Основные значимые изменения произошли на международном рынке. Во-первых, это уход западных компаний, что позволило занять их нишу. Во-вторых, открытие Китая для экспорта: сначала курицы, потом говядины, сейчас еще и свинины. Мурманск тоже начал осуществлять экспорт в Юго-Восточную Азию, в том числе в Китай. Это дало рост объемов экспорта.
Россия импортирует, как и прежде, рыбу, овощи и фрукты, косметику, химию, электронику (с батарейками и ЖК-мониторами). Как я уже говорил, для нас еще два года назад этого рынка просто не было. Поэтому правильнее будет сказать, что с одной стороны объем перешел от западных линий к отечественным операторам, а с другой стороны отечественные производители начали экспортировать свою продукцию в третьи страны.
Китай намерен снизить логистическую стоимость для повышения собственной экономики. Как складываются взаимоотношения с этим торговым партнером?
Я бы по-другому посмотрел на вопрос субсидий. Китай, примерно как и РФ через Российский Экспортный Центр (РЭЦ), поддерживает своих производителей. И мне как оператору, который предлагаем клиентам все имеющиеся на сегодняшний день маршруты транспортировки, все равно, будет субсидия или нет. В зависимости от изменения стоимости перевозки по одному из маршрутов мы просто перенаправляем потоки, исходя из потребностей клиента. Кто-то готов платить за скорость, кто-то, наоборот, покупает впрок и отправляет морем. Суммируя, если субсидий не будет, то торговля не остановится. Если цена доставки без субсидии вырастет на 1000 долларов, то конечный потребитель этого не заметит, это всего-то 3 рубля на килограмм.
Поэтому реальное снижение себестоимости зависит от логистических операторов, от экспедиторов – как мы управляем своим парком, насколько эффективно его позиционируем: сокращаем порожние пробеги, сокращаем срок ожидания между выгрузкой и погрузкой. Здесь оптимизация в наших руках.
Как изменилась сетка маршрутов морских и ж/д рефперевозок за последний год?
По направлению Юго-Восточной Азии начали развиваться не только железнодорожные перевозки с морским плечом через Владивосток, но также активно повезли по deep sea с прибытием / отправлением в/из Санкт-Петербурга и Новороссийска. Здесь существенно увеличился объем. Если линейный рынок на Дальнем Востоке можно назвать стабильным, то deep sea все еще непредсказуем. Но за счет цены и лимитированной пропускной способности восточного полигона везем и этим маршрутом.
В этом году мы совершили революционный прорыв – отправили из Китая по железной дороге стандартные рефконтейнеры с питанием от энергоконтейнера через Забайкальск в Россию. Обеспечили кратчайшие сроки доставки из Китая – 20-25 суток из Циндао до Москвы. Это на 30% быстрее, чем через Владивосток и в 2-3 раза быстрее, чем по deep sea – поэтому делаем упор на развитие этого направления, которое уже пользуется большим спросом.
Планы на ближайшее время – запустить экспорт в стандартных рефконтейнерах через ж/д погранпереход. До этого экспорт и импорт по железной дороге осуществлялся только автономными контейнерами, которые имеют меньшую грузоподъемность и меньший объем относительно универсальных рефрижераторных контейнеров.
После стабилизации и выхода на новые объемы в Китае компания открыла второе новое направления перевозок: маршруты из Индийского океана из восточных и западных портов Индии.
Третье направление – это перевозки из Латинской Америки. Из всех стран Восточного Побережья Латинской Америки мы можем доставить рефрижераторные грузы – мясо, рыбу, фрукты.
Заключаем как можно больше договоров со всеми имеющимися морскими линиями по своим направлениям. Нам это дает вариативность расписания, конкурентную среду по цене, по срокам. На дальневосточном направлении сотрудничаем с более 10 морскими линиями, на направлении deep sea – более чем с 5 линиями.
На сегодня мы – чуть ли не единственный отечественный рефоператор, который осуществляет морской сервис в рефконтейнерах в/из более 30 стран на еженедельной основе.
Разрабатывает ли компания индивидуальные мультимодальные сервисы, адаптированные под конкретные цели клиентов?
Это, как правило, зависит от объемов перевозки клиента. На примере этого года: при перевозке рыбы с Дальнего Востока разработали сервис в Самару, Киров, а из Москвы делали отправки в Новую Чару и Лабытнанги. В прошлом году отправили рыбу по Северному морскому пути и далее из Мурманска по железной дороге на Питер.
Что касается международной логистики – мы готовы предлагать варианты под клиента, разрабатываем и делаем отправки.
Какие на сегодня существуют стандарты непрерывной холодильной цепи? Соответствуют ли текущие условия рефперевозок компании стандартам непрерывной холодильной цепи?
Компания является инициатором разработки стандартов и требований по соблюдению НХЦ (непрерывной холодильной цепи) на железнодорожном транспорте.
Только за счет качества перевозки нам удается удерживать старых клиентов и привлекать новых. У нас есть все инструменты для контроля полного цикла непрерывной холодильной цепи во время перевозки: при автоперевозке – это использование навесных дженсетов, которые позволяют поддерживать температуру, онлайн-мониторинг по железной дороге, визуальный контроль специалистами. У нас довольно обширная сеть ПТО (пунктов технического обслуживания), где проходит осмотр рефконтейнеров и имеется вся необходимая техническая база для оперативного ремонта, чтобы не допустить изменения температуры груза. Все наши агенты, как в России, так и в Китае и в третьих странах, получают четкие инструкции по работе в рефконтейнерами, их механики приезжают к нам на обучение.
То, что компания делает особый акцент на техническое и сервисное обслуживание, способствовало повышению удовлетворенности клиентов и укреплению позиций на рынке?
Если клиенту пару раз привезешь некондицию – он просто перестанет с тобой работать. Наша клиентская база расширяется, объем перевозок растет от года к году, мы отправляем порядка 30% от общего объема рефконтейнеров по сети РЖД. То есть, своей деятельностью мы доказываем, что возим грузы в соответствии со стандартами НХЦ.
С нами работают как крупные федеральные торговые сети, так и малые и средние предприниматели. И для всех важно качество, так как эту продукцию нужно сбывать, а покупатель голосует рублем.
Сайт компании «Полярная звезда» https://www.polar-star.ru/
Телеграм-канал https://t.me/tg_polarstar
Реклама. ООО «Полярная звезда». ERID:2SDnjc93Wre
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
