Хаос на обоих концах Суэцкого и Панамского каналов вынудил контейнерные суда отклониться от своих регулярных маршрутов, поскольку суда, связанные с интересами Израиля, избегают прохода по Красному морю через Суэцкий канал, пишет аналитическое агентство Linerlytica. В то же время некоторые суда типа Neopanamax, работающие на трейде Азия – восточное побережье США переходят на маршрут через Суэцкий канал, чтобы избежать перегруженного Панамского канала.
По мнению аналитиков, принятые меры помогут поглотить часть избыточного тоннажа, но на данном этапе их влияние ограничено, поскольку они затрагивают менее 2% всего мирового флота.
Простаивающий флот продолжает сокращаться, в настоящее время все контейнеровозы вместимость 4 тыс. TEU полностью задействованы, при этом перевозчики не стремятся ставить на прикол избыточный флот в больших количествах. Несмотря на первоначальный успех в повышении спотовых ставок, средние ставки CCFI в четвертом квартале по-прежнему на 4% ниже по сравнению с предыдущим кварталом, при этом ожидается, что ставки по новым контрактам 2024 года также будут примерно на 10-20% ниже уровня 2023 года.
Ракетный удар по контейнеровозу OOCL 3 декабря показал, что угрозы для всех судов, проходящих через Красное море, растут – даже для тех, которые не имеют никакого отношения к Израилю. Zim уже перенаправил свои суда из Суэцкого канала на более протяженный маршрут через мыс Доброй Надежды, в то время как Maersk перенаправил два контейнеровоза, зафрахтованных в интересах Израиля, после нападения на контейнеровоз «CMA CGM Symi» 25 ноября.
Судно «Number 9» вместимостью 4253 TEU, в которое попала ракета, выпущенная была с территории в Йемене, контролируемой хуситами, принадлежит американской компании и зафрахтовано OOCL с апреля 2022 года после прекращения предыдущего чартера с Zim.
По данным Linerlytica, из 653 контейнеровозов суммарной вместимостью 8,25 млн TEU, которые в настоящее время используют маршрут через Суэцкий канал, только 8 эксплуатируются израильскими перевозчиками, а 29 принадлежат компаниям, связанным с Израилем. Последствия текущей переориентации маршрутов судов на данный момент минимальны, но любая эскалация угрозы безопасности судов в Суэцком канале будет окажет более существенное воздействие, поскольку затронет 30% суммарной вместимости контейнерных судов, предупреждают в Linerlytica.
График: Linerlytica
Фото: Shipspotting /Paul Finnigan