В последние 4 года существенное влияние на глобальные контейнерный рынок оказали два фактора – пандемия и геополитическая ситуация в мире, в результате прогнозировать тенденции рынка и динамику роста стало сложнее. В частности, как пишет Container News со ссылкой на отчет Clarksons, по мере регресса «зрелых» экономик рост контейнерного рынка сосредотачивается в Азии и развивающихся странах.
Согласно отчету, во второй половине 2022 года объем контейнерных перевозок вырос на 4% относительно показателя 2019 года, что было обусловлено узкими местами, вызванными пандемией, и увеличением продаж в сфере электронной коммерции.
С февраля 2022 года на мировую экономику повлияла геополитическая ситуация. На фоне инфляции и других экономических факторов объем контейнерных перевозок (в TEU) упал в сравнении с показателем 2021 года на 4%, в а первом полугодии 2023 года – на 5% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. «Если брать за точку отсчета февраль 2022 года, то к июню 2023 года глобальные контейнерные перевозки демонстрировали снижение 19 месяцев подряд», – отмечают в Clarksons.
По словам аналитика Clarksons Тревор Кроу, в третьем квартале этого года наблюдался некоторый рост контейнерооборота, но он больше связан с разнонаправленными тенденциями в международной торговле.
«Ожидается, что объем торговли на трейде Восток – Запад, в основном определяемый западными экономиками, в 2023 году будет на 1,6 млн TEU ниже, чем в 2019 году. На транстихоокеанском трейде в восточном направлении объем торговли увеличился на 2,3 млн TEU. На трейде Азия – Европа в западном направлении контейнеропоток прибавил всего 100 тыс. TEU. Объемы трансатлантических перевозок и транзитных перевозок из Северной Америки и Европы в Азию сокращаются. Очагом роста объемов являются перевозки на/из участием развивающихся стран», – пояснил Т.Кроу.
Так, на внутриазиатских маршрутах рост составит 2,5 млн TEU. Также увеличатся на 2,4 млн TEU объемы перевозок на трейде Азия – Ближний Восток / Индийский субконтинент / Южная Америка / Африка. Контейнерный экспорт из стран Индийского субконтинента вырастет на 1,3 млн TEU, из Африки – на 500 тыс. TEU.
«Маятникообразные скачки контейнеропотока не дают выделить долгосрочные тенденции. В сравнении с ситуацией до ковида сейчас рост рынка в целом ограниченный, при этом расширение идет в основном на трейдах с Азией и в сегменте перевозок на/из развивающихся стран. В будущем на объемы перевозок будут влиять геополитические и экономические тренды, такие как «переориентация», «френдшоринг» (перенаправление цепочек поставок в страны, которые считаются политически и экономически безопасными, где потенциальные угрозы нарушений бизнес-процессов минимальны – РБК), регионализация, снижение рисков в цепочке поставок, но участники контейнерного рынка по-прежнему будут надеяться на более устойчивый рост и развитие», – резюмировал Т.Кроу.
Фото: ONE