По состоянию на конец августа китайские компании инвестировали в 31 контейнерный терминал в портах Европы. 23 из них принадлежат контролируемым государством компаниям COSCO и China Merchants, а 8 – частной компании Hutchison Ports, сообщает Splash со ссылкой на данные Alphaliner. Все инвестиции China Merchants в европейские терминалы, за исключением одного в Турции, осуществляются через совместное предприятие с CMA CGM, Terminal Link.
«Выход Китая на этот рынок впервые вызвал споры в 2016 году, когда COSCO приобрела мажоритарный пакет акций Администрации порта Пирей – крупнейшего порта в Греции, – пишет издание. – Еще одна сделка COSCO по покупке 35-процентной доли в контейнерном терминале HHLA Tollerort в Гамбурге вызвала разногласия в правительстве Германии, поскольку власти опасались попасть в зависимость от Китая».
«Обеспокоенность по поводу доминированию Китая в контейнерных терминалах вряд ли будет связана с их количеством, а скорее, со степенью их контроля», – поясняет Alphaliner, добавляя, что на середину 2023 года китайские государственные компании контролировали полностью или в бОльшей части контейнерные терминалы только в двух европейских портах – Пирее и Зебрюгге.
Как отмечает Splash, обеспокоенность по поводу прямых иностранных инвестиций в портовую инфраструктуру Европы побудил ЕС принять в декабре 2022 года новые правила, которые направлены на обеспечение «устойчивости критически важных предприятий» и предусматривают мониторинг потенциальных угроз, создаваемых прямыми иностранными инвестициями в европейские активы, в том числе порты.
Фото: HHLA / Thies Rätzke