«Мы видим явные позитивные улучшения – упрощение процедур таможенного контроля, стремление и желание таможенных органов обеспечить увеличение пропускной способности пограничных передаточных станций, которые на сегодняшний день перегружены». Такие наблюдения высказал, выступая на сессии «Трансформация международной торговли: новые инструменты и пути развития» в рамках ПМЭФ-2023, заявил первый вице-президент «ТрансКонтейнера» Виктор Марков.
«В настоящее время импорт является основным драйвером роста груженых контейнерных перевозок в РФ (плюс 53,6% за 5 месяцев 2023 года), и для того, чтобы обеспечить продвижение этой продукции, необходим ряд дополнительных мероприятий в сфере таможенной деятельности. Попросили бы их взять в работу и посмотреть в дальнейшем на возможность их применения», – сказал В.Марков.
В первую очередь, по его мнению, необходимо расширить практику по переносу досмотра товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, из пунктов пропуска на станцию назначения. «Это очень важная мера», – подчеркнул спикер.
Так, на крупнейшем в РФ пограничном переходе в Забайкальске «ТрансКонтейнер» уже фиксирует существенное сокращение количества таможенных досмотров – с 1350 в 2021 году до 985 в 2022 году. «Мы надеемся, что в 2023 году это число будет еще ниже. Это крайне важная мера. Мы предложили бы распространить эту практику на другие железнодорожные пункты пропуска – в частности, речь идет о Наушках, Гродеково и Камышовой», – сказал В.Марков.
По его мнению, также необходимо предусмотреть возможность изменения сведений, заявленных в транзитной декларации, после выпуска товаров. «Проблема очень острая. На территории Московского транспортного узла у нас есть определенный дефицит мощностей для обработки грузов, следующих под таможенным контролем. И несколько раз в год на системной основе возникает проблема с «брошенными» поездами по Мосузлу, потому что станция назначения по тем или иным причинам не готова принять грузы, – пояснил В.Марков. – В 2022 году была критическая отметка в 1403 контейнера, стоявших по этой причине без движения в Мосузле, потому что мы не можем эти контейнеры переадресовать на другую станцию назначения – это было бы уже нарушением таможенных правил».
В «ТрансКонтейнере» предлагают «посмотреть на статью 112 Таможенного кодекса, где прямо предусмотрена возможность и право ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) устанавливать случаи, когда допускается внесение изменений в транзитную декларацию по ходу следования груза и на момент его выпуска».
Кроме того, по словам В.Маркова, для контейнерных операторов важно решение вопроса с нерациональным использованием контейнеров при аресте товаров, которые являются предметом административного нарушения. «К сожалению, очень часто при задержании грузов таможенные органы осуществляют хранение этих товаров в контейнерах, и как результат – наше контейнерное оборудование простаивает вместе с грузом. Пример – по станции Ворсино. В конце 2020 года вместе с грузом было задержано 270 контейнеров нашей компании, и до сегодняшнего дня груз так и стоит в контейнерах. Контейнеры выведены из оборота».
«Нужно рассмотреть возможность корректировки статьи 379 Таможенного кодекса и, по возможности, предусмотреть, что контейнеры – это транспортное оборудование, оно должно быть задействовано именно в перевозочном процессе. Необходимо высвобождать его от арестованного имущества, чтобы возвращать их в перевозочный процесс, либо, в крайнем случае, согласовывать эти действия с собственником контейнера», – резюмировал В.Марков.
Фото: Евгений Федосков / Росконгресс