Сколько времени компании сейчас проводят в ожидании разгрузки в порту Владивостока и какие издержки несет бизнес в Новороссийске? Ответы на эти и многие другие вопросы дал Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК.
Грузооборот на восточном направлении растет, как и объемы перевозок в портах Дальнего Востока и Юга России. За январь-февраль контейнерооборот порта Владивосток увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,2%, до 240,91 тыс. TEU, контейнерооборот Новороссийского порта — на 6%, до 156,54 тыс. TEU. Таковы данные Росморречфлота.
Объемы перевозок растут, и бизнес сталкивается с регулярными простоями грузов в портах Владивостока и Новороссийска.
Владивосток: проблемы с перегрузкой
На протяжении трех лет наблюдаются проблемы с загруженностью терминалов в порту Владивосток. Периодически эти проблемы приводят к тому, что суда простаивают на рейде. В 2020-2022 годах срок перегрузки контейнеров с морского транспорта на железнодорожный мог доходить до трех недель.
В апреле этого года ситуация стабилизировалась: простои судов на рейде сократились до недели, терминалы загружены только на 80%, перегрузка с морского на ж/д транспорт теперь занимает не более семи дней.
Стабилизация работы порта связана с ростом оборачиваемости контейнеров. Например, число поездов, на которые контейнеры перегружаются после прибытия в морскую гавань с терминалов крупнейшего стивидора во Владивостоке, «Владивостокского морского торгового порта», увеличилось с пяти до семи в сутки, соответственно, отгрузка ускорилась.
Транзитный срок доставки из Китая в европейскую часть России мультимодальным маршрутом, который включает морскую и ж/д доставку, снизился с 60 до 40 дней. ПЭК, как и другие компании, переориентировал часть грузопотока на это направление.
Несмотря на повышение оборачиваемости контейнеров в порту Владивосток, заторы могут снова увеличиться в сентябре-декабре, когда в логистике наступает высокий сезон и грузопоток традиционно растет на 30-40%. Основная проблема порта — нехватка площадей, перезатаренность. Недостаточно морских контейнерных терминалов, открытых площадок для таможенного досмотра, подъездных ж/д путей, новых причалов, кранов для разгрузки контейнеров и другого оборудования.
Новороссийск: сложности с вывозом
С учетом кратного роста объемов доставки из Турции и других стран Центральной и Южной Азии, порт Новороссийск с растущим грузопотоком справляется.
Однако бизнес сталкивается с нехваткой площадок для обработки автоприцепов. Из-за этого компании, которые доставляют автопоезда паромами из портов Турции в Новороссийск, вынуждены ожидать выгрузки от двух до пяти дней.
Бизнес выбирает этот тип перевозок, если в приоритете скорость доставки. Доставка паромом на 30% быстрее, чем контейнеровозом.
Сейчас на линии курсируют три парома, если их число увеличится вслед за растущим грузопотоком, обработка автоприцепов на терминалах в порту Новороссийска будет еще больше тормозить логистические процессы.
Ранее сообщалось, что в порту подготовят отдельный терминал для перемещения около 100 автопоездов за один судозаход из Турции. Важно запустить эту площадку ускоренными темпами, чтобы логистика не стала барьером для развития торгового сотрудничества между Россией и Турцией.
Инфраструктуры для вывоза грузов из порта Новороссийск не хватает. Контейнеры простаивают на терминалах до семи дней в ожидании вывоза автотранспортом. А стоимость автомобильной доставки из Новороссийска в Москву за год выросла в два раза — с 75 до 130 тыс. рублей за TEU. В ожидании вывоза бизнесу приходится доплачивать за хранение грузов на терминалах.
В сутки стоимость хранения составляет 1 559 рублей ($20) за 20-футовый контейнер и 3 118 рублей ($40) за 40-футовый. Каждые четыре дня эта сумма увеличивается на 10-15%. Если груз остается на терминале более чем на 15 суток, тариф доходит до 4 655 рублей ($60) за TEU и 9 310 рублей ($120) за FEU.
Из-за проблем с вывозом контейнеров срок доставки из Турции в Москву через порт Новороссийска увеличился в апреле с 16 до 25 дней.
Модернизация портов: ожидаемый эффект
Модернизация главного контейнерного порта Дальнего Востока уже началась. Один из крупнейших стивидоров, ВМТП, в 2023 году рассчитывает нарастить объем обработки до 840 тыс. TEU, а в дальнейшем выйти на показатель один миллион TEU. Порт планирует до 2025 года расширить контейнерные площадки на 20% и закупить 170 единиц новой техники. О планах по запуску новых подъездных ж/д путей, с нехваткой которых сталкивается бизнес, пока не сообщается.
Крупнейший стивидор ключевой морской гавани на юге России, «Новороссийский морской торговый порт», рассчитывает построить универсальный перегрузочный комплекс, контейнерный терминал, площадки для обработки минеральных удобрений и растительных масел. В итоге площадь складов должна увеличиться в два раза, планируется увеличить длину причальной линии и провести дноуглубление акватории. Морской зерновой терминал уже реконструирован, порт запустил реконструкцию причалов, три из которых временно выведены из эксплуатации.
Завершить модернизацию в Новороссийске и Владивостоке планируется до конца 2025 года.
Россия рассчитывает в ближайшие годы нарастить товарооборот с Китаем до 200 млрд долларов, с Турцией — до 100 млрд долларов. Ускоренными темпами развивается сотрудничество с Индией, странами Юго-Восточной и Центральной Азии. А транспортные «ворота» России на восточных направлениях — это как раз порты Владивосток и Новороссийск. Поэтому важно ускорить комплексную реконструкцию морских гаваней, чтобы логистика не стала барьером для торгового сотрудничества между Россией и странами-партнерами.
Фото: ПЭК
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции