Новый год – новые схемы поставок

Новый год – новые схемы поставок

  • 2022 год закончился, оставив после себя много вопросов. В начале года многие не понимали, как быть дальше, но уже сейчас эксперты транспортных компаний точно знают, в каком направлении им двигаться в 2023 году. По крайней мере, это знают компании-члены Альянса ACEX, который поделились своими наблюдениями и прогнозами с SeaNews.

    Восстанавливаясь после пандемийных ограничений, логистическая сфера находилась в напряженном состоянии, а с марта прошлого года, казалось, и вовсе наступил хаос. Многие говорили, что логистика «сломалась». Европейское направление было парализовано как собственно санкциями, так и непониманием их структуры производителями и транспортными компаниями.

    Неудивительно, что всей логистической отрасли в России приходится перестраиваться под новое направление работы. Транспортные компании приняли вызов времени, и уже сейчас наблюдается рост торговли с Китаем, Индией и Турцией, а также значительное увеличение товарооборота с несколькими странами ЕС, Японией и Бразилией.

    Объем международной торговли с Россией после начала СВО

    Новый год – новые схемы поставок

    Какие события оказали существенное влияние на логистику в России?

    • Уход многих иностранных компаний, в том числе судоходных линий, что в корне изменило прежние схемы работы;
    • Санкционное давление, которое, тем не менее, не оказало такого критического влияния на экономику, как ожидалось;
    • Часть банков оказалась под санкциями, часть отрезана от SWIFT, что усложнило валютные операции;
    • Рынок «встал» на 2-3 месяца (конец февраля – начало мая) ввиду нестабильного курса основных валют, невозможности осуществления платежей и угрозы военного положения.

    Что происходит сейчас?

    Безусловно, грузопоток из Европы сократился в разы. На данный момент старыми маршрутами ввозится только тот товар, который не подпадает под санкции и контрсанкции. Но даже с этими грузами возникают проблемы: огромное количество европейских поставщиков / перевозчиков отказываются продавать / отгружать товары напрямую в РФ, опасаясь санкций.

    Ранее автомобильные перевозки между Европейским союзом и Российской Федерацией осуществлялись транспортными компаниями многих стран по наиболее короткому маршруту – через Польшу и Белоруссию, а латвийские и эстонские перевозчики проезжали через свои страны и выходили напрямую в Россию. Однако с 8 апреля 2022 года таможенные службы стран Европейского союза прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта, зарегистрированного в странах, указанных в пятом пакете санкций.

    Правительство России в ответ установило с 10 октября 2022 года запрет на грузовые автомобильные перевозки по территории страны для компаний из стран ЕС, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Норвегии и Украины.

     Новый год – новые схемы поставок«Данный запрет не ограничивает абсолютно все перевозки из Европы. Сегодня грузопоток осуществляется преимущественно с перецепкой или перегрузкой из одной машины в другую сразу при въезде в страну. Главное, чтобы было, что и кому возить, и схема для грузов изменится», – комментирует Алексей Липатов, исполнительный директор АСЕХ.

    Кроме того, используются и альтернативные пути для доставки грузов из ЕС. Через Турцию, среднеазиатские страны СНГ и ОАЭ происходит посредническая торговая деятельность с не столь «дружественными» регионами.

    Новый год – новые схемы поставок«Номенклатура грузов разнообразная, в подавляющем большинстве не подпадающая под различные типы рестрикций. Таким образом, европейский экспорт превращается после перепродажи в турецкий и эмиратский, если поставщик готов продавать товар», – говорит Евгений Апасов, генеральный директор SLS Agency, ACEX в Санкт-Петербурге.

    Еще одной причиной активизации транзитных перевозок через Турцию стало то, что крупные морские линии больше не заходят в порты РФ, но работают через турецкие порты. Схема с перегрузом товаров из контейнеров глобальных линий в контейнеры локальных линий стала очень популярной. Также популярна и комбинация разных видов транспорта – груз в Турцию доставляется автотранспортом или с использованием воздушного транспорта.

    За несколько месяцев Турция постепенно превратилась в платформу, через которую многочисленные импортеры продолжают осуществлять поставки в Россию в очень больших масштабах, несмотря на все ограничения.

    Новый год – новые схемы поставокКак пояснил Денис Бобраков, генеральный директор Black Sea Shipping, ACEX в Новороссийске, «Весной многие компании действительно сосредоточились на Турции и использовали перетарку грузов из ЕС, однако потом начали развиваться новые направления. Постепенно перевозятся товары из Израиля, ОАЭ, Саудовской Аравии, Индии и Китая. В основном, перевозки осуществляются транзитом через Стамбул, который является крупнейшим хабом».

    Действительно, огромное количество поставщиков из Европы отказываются иметь любые отношения с импортерами из РФ, прямо или косвенно. Поэтому идёт мощное замещение импорта из ЕС аналогами из «дружественных» стран.

    Если еще в 2021 на страны Европы приходилось 56% объема экспорта, однако сейчас эта цифра уменьшилась практически вдвое. Таким образом, география экспорта российских товаров также расширяется на другие горизонты.

    Новый год – новые схемы поставокПо словам Владимира Цынцаря, специалиста по работе с ключевыми клиентами ACEX Москва, наблюдается устойчивый рост грузопотоков в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии: ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея.

    Что нас ждёт в 2023 году?

    Сегодня в России реализуются меры по переориентации экспорта и импорта на новые рынки, создаются новые логистические маршруты и сервисы. Особой популярностью пользуется восточное направление, которое и планируется усиленно развивать в новом году. Спрос на грузоперевозки из/в дружественные страны будет только увеличиваться.

    Фото: ACEX

    Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции

     


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    27.11.2023
    Одним из важнейших компонентов инфраструктуры Северного морского пути должны стать порты международного класса. Сейчас большинство портов на СМП требуют капитального ремонта.
    30.08.2023
    Предстоит перевезти 1,4 млн тонн оборудования
    20.04.2023
    О ключевых факторах, повлиявших на российскую логистику в 2022 году, рассказал первый вице-президент ПАЛ […]
    20.12.2023
    19 декабря на Международном форуме «Цифровая транспортация» Минтранс России и ООО «ДелоТех», входящее в […]
    26.07.2023
    Группа компаний STALOGISTIC отмечает 20-летие. Основанная в 2003 году, сегодня STALOGISTIC имеет офисы в […]
    23.08.2023
    Для расширения внешней торговли нужно развивать логистические коридоры, в первую очередь на азово-черноморском, восточном […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.